1с какой язык программирования. Общие принципы программирования

Войдите на сайт как ученик

Внутренний язык программирования 1С 8.3 для начинающих программистов: установка 1С и ваша первая программа на языке 1С

Если вы не читали введение к урокам - пожалуйста, прочтите его: .

Установка учебной версии 1С

Для обучения программированию нам понадобится 1С 8.3 (не ниже 8.3.13.1644 ) .

Если у вас есть установленная 1С версии 8.3 - используйте её. Если нет - скачайте и установите учебную версию, которую фирма 1С выпускает специально для образовательных целей.

Задание №1 : скачать и установить учебную версию 1С 8.3.

После выполнения Задания №1 на вашем рабочем столе должен появиться вот такой ярлык:

Поздравляю! Платформа 1С установлена и очень скоро вы сможете написать первую программу.

Первая программа

Это уже стало традицией для программистов - изучая новый язык, первое, что на нём пишут это программу, печатающую на экране фразу "Hello, World!".

Не станем исключением и мы. Но, будучи русскими программистами, заставим компьютер вывести на экран фразу "Привет, Мир!".

Задание №2: написать программу на языке 1С 8.3, которая при запуске выводит на экран фразу "Привет, Мир!".

Инструкция для выполнения:

1. Запустите ярлык "1С:Предприятие" на вашем рабочем столе.

2. Перед вами открылся список баз 1С. Как видите, он пуст. Давайте создадим учебную базу, в которой и будем программировать. Нажмите кнопку "Добавить ".

3. Выберите пункт "Создание новой информационной базы " и нажмите кнопку "Далее ".

4. Выберите пункт "Создание информационной базы без конфигурации... " и нажмите кнопку "Далее ".

5. В качестве имени базы укажите "Учебная " и нажмите кнопку "Далее ".

6. В качестве каталога базы укажите любую пустую папку (в данном случае это папка "Учебная" в моих документах). Нажмите кнопку "Далее".

7. Укажите вариант аутентификации "Выбирать автоматически ", режим запуска "Толстый клиент ". В качестве версии 1С:Предприятия ничего не указывайте, нажмите кнопку "Готово".

8. Как видите, в списке, наконец, появилась первая база, которую мы только что создали сами! Начнем писать код. Нажмите кнопку "Конфигуратор ".

9. В открывшемся окне, выберите через меню "Конфигурация "->"Открыть конфигурацию ".

10. В открывшейся слева панели нажмите правой кнопкой мыши на слове "Конфигурация " и выберите из списка "Открыть модуль управляемого приложения ".

11. Открылось окно с редактором. Сюда можно писать текст! С ним мы и будем работать в дальнейшем.

12. Теперь, не задумываясь, просто перепишите в это окно следующий текст:

Сообщить("Привет, Мир!" ) ;

13. Отлично! Код нашей первой программы готов. Запустим его на выполнение. Через меню "Отладка "->"Начать отладку " (или клавиша F5 ).

14. На вопрос ответим утвердительно.

15. Спустя секунду или две запустится 1С и в окне снизу появится надпись "Привет, Мир!". Мы добились от компьютера того, чего хотели. Поздравляю вас с первой программой!

Что-то не получилось? Остались вопросы? Задайте их мне на почту [email protected] и я отвечу вам сегодня же. Ваш преподаватель: Владимир Милькин .

Обращение преподавателя

Уровень сложности уроков идёт снизу вверх. Поэтому старайтесь заниматься последовательно, ничего не пропуская и не откладывая на потом.

Обязательно выполняйте все тесты и домашние задания, старайтесь улучшить свои результаты. Сверяйтесь с эталонными решениями только после самостоятельного выполнения задач.

Войдите на сайт как ученик

Войдите как ученик, чтобы получить доступ к материалам школы

В этой статье рассмотрим такую конструкцию языка прогрммирования 1С как Циклы .

Существует три способа организации циклов.

  1. Циклы с использование логического выражения (выполняются до тех пор пока логическое выражение истинно)
  2. Обход коллекций в цикле

Рассмотрим каждый из этих способов.

Циклы с использованием переменной — счетчика цикла

Синтаксис:

Для < Переменная> = < НачальноеЗначение> По < КонечноеЗначение> Цикл КонецЦикла ;

При таком способе организации циклов переменной-счетчику присваивается некое начальное значение и выполняется он до тех пор пока значение переменной-счетчика меньше или равно указанного конечного значения.

С каждой итерацией значение счетчика увеличивается на единицу. Вот самый элементарный пример такого цикла:

Для Счетчик = 0 По 1000 Цикл КонецЦикла ;

В отиличие от многих других языков программирования в 1С не предусматривается возможность указания шага в цикле. При необходимости это можно сделать прибавлением к счетчику нужного значения внутри цикла

Для Счетчик = 0 По 1000 Цикл Счетчик = Счетчик + 10 ; КонецЦикла ;

Циклы с использование логического выражения

Синтаксис:

Пока < ЛогическоеВыражение> Цикл КонецЦикла ;

Отказ = Ложь ; ГенераторСЧ = Новый ГенераторСлучайныхЧисел(1 ) ; Пока НЕ Отказ Цикл СлучайноеЧисло = ГенераторСЧ. СлучайноеЧисло(0 , 10 ) ; Если СлучайноеЧисло > 5 Тогда Отказ = Истина ; КонецЕсли ; КонецЦикла ;

То есть цикл будет выполняться до тех пор пока не будет сгенерировано случайное число больше пяти.

Обход коллекций в цикле

В языке программирования 1С существует такое понятие как коллекция. Она представляет собой набор элементов, содержащихся внутри какого-то объекта.

К коллекции мы можем отнести такие объекты как: массив, таблица значений, выборка из результата запроса, метаданные и т.д. Понятие это достаточно условное, но в синтакс-помощнике встречается на каждом шагу. Очень часто встречается задача, когда нам надо последовательно перебрать все элементы коллекции, чтобы совершить над ними какие-то действия. Для этого и существует синтаксическая конструкция:

Для каждого < ЭлементКоллекции> Из < Коллекция> Цикл КонецЦикла ;

Здесь <ЭлементКоллекции> — это переменная в которую последовательно помещаются элементы из коллекции. И внутри цикла она соответствующим образом обрабатывается.
В качестве примера приведу обход в цикле строк таблицы значений. Пусть она называется ТаблицаТовары и выглядит вот таким образом:

Обойдем в цикле эту таблицу и для каждой строки выведем сообщение с наименованием и ценой товара:

Для каждого СтрокаТаблицы Из ТаблицаТовары Цикл Наименование = СтрокаТаблицы. Наименование; Цена = СтрокаТаблицы. Цена; Сообщение = Новый СообщениеПользователю; Сообщение. Текст = "Наименование товара: "

На самом деле то же самое можно проделать и воспользовавшись первым вариантом, т.е в цикле с использованием счетчика:

КоличествоСтрок = ТаблицаТовары. Количество() ; Для Счетчик = 0 По КоличествоСтрок - 1 Цикл СтрокаТаблицы = ТаблицаТовары[ Счетчик] ; Наименование = СтрокаТаблицы. Наименование; Цена = СтрокаТаблицы. Цена; Сообщение = Новый СообщениеПользователю; Сообщение. Текст = "Наименование товара: " + Наименование + "; Цена: " + Цена; Сообщение. Сообщить() ; КонецЦикла ;

Но как видим использовать обход элементов коллекции гораздо проще и удобней

Вспомогательные операторы

Часто встречается ситуация, когда в зависимости от какого-то необходимо прервать выполнение цикла, либо перейти с следующей итерации.

Прерывание осуществляется с помощью оператора Прервать . В этом случае выполнение цикла прерывается и управление передается следующей за циклом конструкции языка. Если же нужно перейти к следующей итерации, необходимо использовать оператор Продолжить . Тогда управление передается на начало цикла. Проиллюстрируем небольшим примером:

Для Счетчик = 0 По 100 Цикл Если Счетчик = 0 Тогда Продолжить ; КонецЕсли ; Если Счетчик = 4 Тогда Прервать ; КонецЕсли ; Результат = 1 / Счетчик; Сообщение = Новый СообщениеПользователю; Сообщение. Текст = Строка(Результат) ; Сообщение. Сообщить() ; КонецЦикла ;

Ноль пропускаем, т.к. на ноль делить нельзя. И всего цикл выполниться пять раз, для значений переменной Счетчик от 0 до 4

Как правило, изучение любого языка программирования начинается с примера написания первой простейшей программы (“Hello world!”). Делается это для того, чтобы наглядно показать работу с базовыми синтаксическими конструкциями. Мы не будем делать исключение из этого общепринятого способа подачи материала при изучении новой среды разработки и поэтому нашу первую статью следует рассматривать в этом же ключе. В ней мы подробно разберем ответы на следующие вопросы, касающиеся программирования на платформе «1С:Предприятие 8»:

  • Где и при помощи чего писать программный код на встроенном языке 1С?
  • Что такое программные модули, какие существуют правила работы с ними?
  • Что такое переменная, как с ней работать, как и где её объявлять?
  • Какие операторы сравнения, присваивания и условий существуют и как их применять?
  • Булевы операции – что это и как с ними работать?
  • Зачем нужны циклы и как их использовать?

Статья будет полезна всем тем, кто еще не знаком с разработкой на платформе «1С:Предприятие 8», но хочет научиться программировать на 1С.

Применимость

Материал актуален для платформы «1С:Предприятие 8» редакций 8.2. и 8.3.

Переменные и операторы

В этой статье мы приступаем к изучению встроенного языка 1С:Предприятие 8. Исполняемый код содержится в программных модулях.

Существует достаточно большое количество модулей, которые предназначены для обработки различных событий.

Так, вход пользователя в систему обрабатывается в одном модуле, а обработка нажатия пользователя на некоторую кнопку – в совершенно другом.

Таким образом, каждый модуль описывает поведение конфигурации в определенной точке. В модуле содержится, прежде всего, раздел описания переменных. Т.е. мы можем объявить в модуле некоторые переменные.

В дальнейшем они могут быть использованы в процедурах и функциях этого модуля. Если переменная определена с ключевым словом Экспорт, то она будет доступна вне данного модуля. Пример строки объявления переменных:

Перем Склад, Подразделение, Кладовщик Экспорт;

После объявления переменных содержится раздел процедур и функций.

За ними располагается раздел основной программы, который будет выполняться в момент обращения к данному модулю.

Например, в разделе основной программы можно осуществить инициализацию переменных, т.е. присвоить им некоторые начальные значения:

Состояние=1;
НовоеВыражение=2;
Результат=3;

Модуль можно представить, как комбинацию различных операторов, которые выполняют разные нужные нам действия.

Разделителем операторов является символ «;» (точка с запятой). Этот знак является признаком окончания оператора. Т.е. оператор может быть записан в таком виде:

Результат=100Х200
+400
-600;

При этом не важно, на скольких строках располагается оператор.

Конечно, чаще удобнее и нагляднее располагать оператор в одной строке, но иногда операторы являются достаточно длинными (число строк обоснованно может достигать нескольких десятков).

Точку с запятой можно не ставить в завершающем операторе данной конструкции, например, процедуры. Т.е. следующий код будет работать:

Процедура ВычислениеЗначения()

ИсходноеЗначение = 100;
ПромежуточноеЗначение = ИсходноеЗначение/5;
ИтоговоеЗначение = ИсходноеЗначение+ПромежуточноеЗначение

КонецПроцедуры

Однако лучше использовать точку с запятой в завершающем операторе. Не исключено, что со временем конструкция будет продолжена, и завершающий оператор окажется уже не завершающим. Придется специально отслеживать эту ситуацию.

Переменные предназначены для того, чтобы хранить некоторые значения любого типа данных. Они используются для промежуточного хранения информации, для обработки.

Практически в любом программном модуле, который выполняет некоторые действия, есть различные переменные. Типизация переменных по значениям в Платформе 1С:Предприятие 8 мягкая.

Например, переменная может содержать значение одного типа данных, а через несколько строк – другого типа:

Создан = Ложь;
Создан = Истина;
Создан =100;

В первых двух операторах значение переменных булевское, а в третьем оно меняется на числовое значение. Т.е. типизация зависит от того значения, которое присваивается данной переменной.
Описывать переменные можно двумя способами:

  • неявный способ (упоминание в левой части оператора присваивания описывает данную переменную, нет предварительного описания переменной со словом Перем, т.е. нет специального раздела описания переменных);
  • явное описание переменных (Перем КонтрольныеДанные;). Явное описание переменных используется, например, если предполагается последующая передача этой переменной в функцию.

Для названия переменных используется классическое описание идентификатора. Идентификатор состоит из букв, цифр и знаков подчеркивания. Начинаться идентификатор должен либо с буквы, либо со знака подчеркивания.

При этом название переменной должно отображать смысл данной переменной. Названия переменных из одной буквы (типа А, В, С) являются плохими примерами. Они не отражают суть переменных.

Примеры правильного названия переменных: Счетчик (увеличивающаяся переменная для цикла), Контрагент. Если имя переменной содержит несколько слов, то каждое новое слово, для наглядности, следует начинать с большой буквы.

В названии переменных нельзя использовать зарезервированные слова, такие как Процедура, Функция, Цикл, КонецЦикла и т.д. (эти конструкции выделяются в программном модуле красным цветом).

Зарезервированные слова – это операторы встроенного языка и их достаточно небольшое количество. Все они представлены в Синтакс-помощнике .

Следует отметить, что типы данных к зарезервированным словам не относятся (например, Массив, Булево, Истина, Ложь). Система такие имена переменных воспримет корректно.

Для написания программного кода регистр не имеет никакого значения. Например, слово Процедура можно писать как с большой, так и с маленькой буквы. Более того, большие и маленькие буквы можно чередовать внутри слова.

Для Платформы это не имеет никакого значения. Тем не менее, по правилам хорошего тона начало слова нужно писать с большой буквы, все остальные буквы маленькими.

По поводу языка. Можно использовать и русский язык, и английский, и комбинацию двух языков. Если кому-то удобно, можно спокойно использовать английский язык для написания программного кода, а также комбинировать русский и английский языки. Для Платформы это не важно.

Многие названия на английском языке довольно сложно помнить. При использовании комбинации двух языков ухудшается читаемость программного кода.

Булевы операции

В операторах сравнения очень часто используется булевская логика, которая возвращает значение Истина или Ложь.

Например, в условном операторе можно сравнивать: Если Событие = Продажа Тогда алгоритм пойдет по одной ветке (т.е. при значении Истина), по условию Ложь выполняется другая ветка алгоритма.

Условия могут быть достаточно сложными, они могут комбинироваться, при этом применяются следующие операторы: И, ИЛИ, и НЕ. Так, для оператора И:

Истина И Истина = Истина;
Истина И Ложь = Ложь;
Ложь И Истина = Ложь;
Ложь И Ложь = Ложь.

Для опрератора ИЛИ достаточно, чтобы один из операндов был равен Истина, тогда и значение комбинации будет Истина. Значение Ложь получается только в том случае, когда оба операнда Ложь.

Оператор НЕ просто инвертирует текущее значение (Ложь в Истину, Истину в Ложь).

С помощью комбинации данных операторов можно строить достаточно сложные условия. При составлении сложных условных операторов следует учитывать приоритеты.

Высший приоритет имеет оператор НЕ, следующим идет оператор И, а за ним оператор ИЛИ. То, что заключено в скобки, имеет самый высший приоритет и выполняется в первую очередь.

Например, расставим приоритеты (последовательность выполнения) для операций в приведенном выражении:

НЕ(Условие1 ИЛИ Условие2) И Условие3 ИЛИ Условие4
1. Результат1 = (Условие1 ИЛИ Условие2);
2. Результат2 = НЕ Результат1;
3. Результат3 = Результат2 И Условие1;
4. Результат = Результат3 ИЛИ Условие4;

Существует правило преобразования:

НЕ (Условие1 ИЛИ Условие2) = НЕ Условие1 И НЕ Условие2.

Однако не следует всегда стремиться упростить выражение, поскольку зачастую, по логике, проще читается выражение развернутое.

Оператор присваивания

Не следует путать оператор присваивания с равенством, не смотря на то, что у них одинаковое написание.

Принцип работы оператора присваивания таков, что левому значению (переменной с левой части) присваивается то значение, которое находится справа от знака равенства. Разберем пример:

Переменная1 = Переменная2 = Переменная3;

Переменной1 присваивается значение равенства из булевской логики, т.е. Истина, если Переменная2 = Переменная3, или Ложь в обратном случае.

При тестировании на должность начинающего программиста довольно часто используется задача: поменять значения двух переменных местами.

Данная задача решается с использованием оператора присваивания и имеет два решения.

Решение №1 с использованием временной переменной:
ВременнаяПеременная = Переменная1;
Переменная1 = Переменная2;
Переменная2 = ВременнаяПеременная;

Решение №2:
Переменная1 = Переменная1 + Переменная2;
Переменная2 = Переменная1 – Переменная2;
Переменная1 = Переменная1 – Переменная2;

Условный оператор

Есть такой оператор Если, после которого необходимо описать некоторое условие (само условие может быть достаточно большим). После условия следует слово Тогда и выполняемые операторы.

Далее может следовать ключевое слово Иначе и серия других операторов. Если разных условий несколько, можно использовать серию ключевых слов ИначеЕсли (см. пример ниже). Вся конструкция обязательно завершается ключевым словом КонецЕсли , после чего следует знак точки с запятой.

Кроме простого и множественного условия существует сокращенная форма условного оператора: ?(Условие, Выражение1, Выражение2);

Если условие истинное, то будет выполняться Выражение1 , в противном случае – Выражение2 . Пример кода: ДорогойТовар = ?(Товар.Цена>100000, Истина, Ложь);

На практике вместо записей сравнения со значением Истина (Ложь ) типа:

Если Переменная = Истина Тогда
и
Если Переменная = Ложь Тогда

реально используются эквивалентные записи:

Если Переменная Тогда
и
Если НЕ Переменная Тогда

Циклические операторы

Для любого вида цикла обязательно явное указание окончания этого цикла с помощью ключевого слова КонецЦикла . Существует несколько типов циклов.

Цикл по счетчику – цикл с фиксированным количеством повторений. Условием выхода из цикла является превышение граничного значения. Пример использования для расчета значения А!

А = 5;
Факториал = 1;
Для Счетчик = 1 По А Цикл
Факториал = Факториал * Счетчик;
КонецЦикла;

Цикл по условию – выполняется пока истинно условие данного цикла. Пример:

ОстатокСуммы = 1000;
ЦенаДополнительногоТовара = 243;
Количество = 0;
Пока ОстатокСуммы>0 Цикл
Количество = Количество+1;
ОстатокСуммы = ОстатокСуммы – Количество*ЦенаДополнительногоТовара;
ЦенаДополнительногоТовара = ЦенаДополнительногоТовара * 0.8;
КонецЦикла
Количество = Количество-1;

Данный цикл вычисляет, сколько единиц товара можно купить на данную сумму (1000 рублей), если после покупки каждой единицы товара предыдущая его цена умножается на коэффициент 0,8. Изначальная цена товара – 243 рубля.

Примером ошибки при использовании данного вида цикла новичками является вечный цикл, когда изначально условие цикла истинно, а в рамках самого цикла оно никак не изменяется.

Цикл по коллекциям (другое название Для каждого).

В Платформе существует достаточно большое количество коллекций (это такие контейнеры, которые содержат элементы определенного типа).

Обойти элементы коллекции можно с помощью цикла специального вида.

Например, существует массив чисел, необходимо посчитать сумму всех элементов массива:

Сумма = 0;
Для каждого Элемент Из Массив Цикл
Сумма=Сумма+Элемент;
КонецЦикла;

Для циклов существуют специальные операторы: Продолжить и Прервать .

Если в некоторой точке цикла выполнение дальнейших операторов данного витка становится бессмысленным, то чтобы вернуться на начало цикла и организовать его следующий виток используется оператор Продолжить .

Оператор Прервать позволяет закончить выполнение цикла, даже если условие цикла истинно.

На этом мы завершаем наше первое знакомство с разработкой на внутреннем языке 1С.

А как же Hello World? Мы же его еще не написали, да? Да, но ничто не мешает вам сделать это самостоятельно, т.к. знаний УЖЕ достаточно. Ну а если не получается, то можете подглядеть сюда.

1. Что из себя представляет язык 1с.
2. Методы, переменные, другие конструкции языка.

Что из себя представляет язык 1с.

Любой язык программирования предназначен для указания программе выполнения необходимых для нас действий. Написание кода похоже на составление инструкции, в ней мы указываем, что сделать и в каком порядке. Весь исполняемый код конфигурации может находиться только в модулях, рассмотрим основные 4 вида:

1. модуль приложения

2. общие модули

3. модуль объекта

4. модуль формы.

В разных видах модулей код исполняется на разных этапах выполнения программы. В модуле приложения код может исполняться при запуске программы или при закрытии, в общих модулях во время вызова из других модулей, в модуле объекта – при действиях над объектом (создание, изменение, удаление), в модуле формы – во время действий над формой. Что можно использовать при написании кода:
Переменные, объекты и их реквизиты, методы созданные нами (программистами 1С) и системные (встроенные в платформу), а также конструкции встроенного языка.

Методы, переменные, конструкции языка

Переменные используются для хранения данных во время сеанса работы пользователя. Переменная это такое слово которое начинается с буквы(русской или английской) или со знака подчеркивания «_» и состоит из букв цифр и знаков подчеркивания.
Например :

  • ЭтоПеременная
  • _ЭтоПеременная
  • _Это1_Переменная

То, что буквы могут быть русскими и английскими может сыграть злую шутку при употреблении похожих по начертанию букв из разных языков.

Регистр букв в коде не учитывается, т.е. переменные «Переменная1 » и «пЕрЕмЕннАя1 » при выполнения кода для программы являются одинаковыми. Желательно чтобы названия переменных были осмысленные. Это улучшает читабельность кода.

Объекты и реквизиты считываются и изменяются в процессе работы над данными.
Объект это набор данных сгруппированных по определенному признаку. Как правило, объекты в информационной базе это отражение документов, списков данных, перечислений материального мира. Реквизиты объектов, по сути, и хранят данные.

Например : Объект «Товарный чек № 00018 от 01.01.2005».
Мы можем отличить этот товарный чек от других товарных чеков по данным реквизитов, которые он содержит. Это реквизит «Номер» со значением «00018»(тип строка ) и реквизит «Дата»(тип дата ) со значением «01.01.2005». Единственное что, мы могли определить по объекту, не зная значений его реквизитов - это его тип «Товарный чек».
Методы являются маленькими и как правило законченными инструкциями.

Например , системный метод «ТекущаяДата () » из названия понятно, что он будет возвращать текущую дату компьютера. Или допустим можно создать метод «СтрокаСодержитЦифру (ПроверяемаяСтрока ) » который вернет ответ Истина или Ложь , здесь мы в скобках передаем параметры т.е. данные оперируя которыми метод должен сделать какие-то действия. Оба рассмотренных метода являются функциями, также в языке есть методы-процедуры. Отличие между ними одно Функция обязательно должна возвращать значение.

Другие конструкции языка (операторы, коллекции значений и т.д.) - это зарезервированные системой 1с слова которые помогают производить манипуляции над данными.

Например :

Для каждого ЭлементКоллекции Из ИмяКоллекции Цикл КонецЦикла;

В примере приведена конструкция перебора элементов коллекции. Эта конструкция называется цикл . Большинство типов объектов, а также их реквизитов являются коллекциями, которые можно перебирать вышеуказанным способом и обращаться к элементу коллекции указывая его индекс (ИмяКоллекции [ 0] ). Все коллекции начинаются с элемента, у которого индекс = 0.

Данная книга является описанием встроенного языка системы 1С:Предприятие и предназначена для специалистов, выполняющих конфигурирование системы для решения конкретной задачи автоматизации учета.

1С:Предприятие является гибкой настраиваемой системой, с помощью которой можно решать широкий круг задач в сфере автоматизации деятельности предприятий. Специфические алгоритмы конфигурации описываются в системе 1С:Предприятие при помощи программной компоненты Конфигуратор (далее по тексту - конфигуратор) в программных модулях, содержащих тексты на встроенном языке системы 1С:Предприятие.

Назначение и краткая характеристика встроенного языка

Встроенный язык системы 1С:Предприятие предназначен для описания (на стадии разработки конфигурации) алгоритмов функционирования прикладной задачи.

Встроенный язык (далее по тексту - язык) представляет собой предметно-ориентированный язык программирования, специально разработанный с учетом возможности его применения не только профессиональными программистами. В частности, все операторы языка имеют как русское, так и англоязычное написание, которые можно использовать одновременно в одном исходном тексте. Основной язык, описываемый в данной книге - русский, однако для каждого оператора языка приводится его англоязычный синоним.

При своей относительной простоте язык обладает некоторыми объектно-ориентированными возможностями, например, правила доступа к атрибутам и методам специализированных типов данных (документам, справочникам и т. п.) подобны свойствам и методам объектов, используемых в других объектно-ориентированных языках. Однако специализированные типы данных не могут определяться средствами самого языка, а задаются в визуальном режиме конфигуратора.

Типизация переменных в языке не жесткая, т. е. тип переменной определяется ее значением. Переменные не обязательно объявлять в явном виде. Неявным определением переменной является ее первое упоминание в левой части оператора присваивания. Возможно также явное объявление переменных при помощи соответствующего оператора. Допускается применение массивов.

Построение книги

Элементы языка в данной книге описываются логически сгруппированными на основании их функциональной направленности, поэтому оглавление данной книги не упорядочено по алфавиту. Обычно в начале главы приводится тип обрабатываемых данных, затем следуют его атрибуты, а в конце исполняемые методы, использующие этот тип данных.

Формат описания элементов языка

Каждый элемент (конструкция) языка, упомянутый в этом руководстве, печатается таким шрифтом. Информация по компонентам языка приводится в виде синтаксической диаграммы, подробного описания и примера исходного текста.

Соглашения и обозначения, принятые в синтаксических диаграммах

В синтаксических диаграммах используются следующие символы:

Синтаксическая диаграмма описания элемента языка

Формат описания элемента языка, используемый в данном руководстве, иллюстрируется синтаксической диаграммой, приведенной ниже.

ЭлементЯзыка

Краткое описание того, что делает данный ЭлементЯзыка.

Синтаксис :

ЭлементЯзыка(<Параметр1>, <Параметр2>, ...) [ДобКлючевоеСлово]

Англоязычный Синтаксис: (в случае языковых конструкций)

Keyword(<Параметр1>, <Параметр2>, ...)

Англоязычный синоним: (в случае описания методов, функций и процедур)

Параметры :

<Параметр1> краткое описание <Параметра1>. <Параметр2> краткое описание <Параметра2>. [ДобКлючевоеСлово] краткое описание ДобКлючевоеСлово.

Возвращаемое значение :

Тип и краткое описание возвращаемого значения.

Описание :

Подробное описание того, что реализует ЭлементЯзыка.

Пример :

· Краткое описание примера // Исходный текст примера

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то