Арена маэстранса в севилье, испания. Коррида в цифрах

Пласа-де-Торос-де-ла-Маэстранса (Plaza de Toro de la Maestranza), одна из самых крупнейших в Испании, строили 150 лет, с 1761- 1881 гг., все время присоединяя новые части. Свой нынешний облик она приобрела в 1881 году. На трибунах может разместиться почти 14 тысяч зрителей. Сюда привозят быков со всей Андалусии.

Экскурсии по огромному зданию арены начинаются у главного входа (на Пасео-де-Кристобаль-Колон, Paseo de Cristobal Colon). Наверху арену окружает арочная галерея. В ее западной части находятся Пуэрта-дель-Принсипе (Puerta del Principe) - Ворота принца, через которые восхищенные зрители выносили на руках матадоров.

При арене есть музей Museo del Taurino, в котором я заказала экскурсию. Стоила она то ли 6 то ли 8 евро. Экскурсия была на английском и испанском - по очереди. В экспозиции Музея портретов, афиш и костюмов, расположенного за медпунктом (энфермерия), есть алый плащ, расписанный Пабло Пикассо. Сезон корриды начинается во время апрельской ярмарки и с перерывами продолжается до октября.

При арене есть помещения для тореро, загон для быков, 2 операционные (на случай серьезных ранений), при которых дежурят бригады врачей и скорая наготове.
Само выступление состоит из 3 частей (на самом деле это подробным образом расписанная церемония, но я решила не утомлять вас подробностями и свела к сути. За подробностями на Википедию (осторожно, есть жестокости!!)

1. торжественный выход всех участников действия верхом на лошадях, в расписанных костюмах.
Коррида начинается (обычно - в 5 часов вечера) с шествия участников (el paseíllo), смыслом которого является представить себя председателю корриды и публике
2. Первая терция
Иначе называется «терция пик» (tercio de varas). из загона выбегает бык, и его сначала встречают помощники тореро с плащами на лошадях, цель которых - поразить быка пиками в его загривок.

Капоте - это большой плащ, розовый с одной стороны (которую показывают быку) и жёлтый (иногда синий) - с другой. Он может быть прорезинен для придания жёсткости. Капоте используют как матадор, так и подчинённые, для встречи быка при его выходе на арену. Используется капоте как в артистических приёмах, так и непосредственно в поединке

3. Вторая терция "Бандерильеро"

Бандерильи - короткие украшенные копья

Целью этапа является «наказание» быка и измерение его ярости, не отнимая у него сил. Участники стремятся «оживить» или «развеселить» быка. Выполнение этой части корриды поручается помощникам (их также называют бандерильеро), хотя иногда сам матадор исполняет этот эпизод.

4. Третья терция

Последняя терция (терция смерти) включает в себя подготовку быка к смерти при помощи мулеты и его убийство шпагой.
Мулета - небольшой красный плащ, натянутый на деревянную палку длиной ок. 50 см

После проведения артистической работы с быком, когда он утомлён и обессилен, наступает решающий момент - смерть быка, и это является кульминацией корриды. На ранних этапах развития корриды быка убивала вся квадрилья. Сейчас это делает исключительно матадор.

Обычно матадор предпринимает 3 или 4 попытки удара шпагой, прежде чем бык упадёт. Во времена расцвета корриды не убить быка шпагой с нескольких сделанных попыток считалось позором, хоть и не являлось редкостью (отрицательный рекорд - 34 попытки).

При этом интересна история - почему мулета красного цвета. Это сделано вовсе не для быка(быки все видят в черно-белом цвете, на красное не реагируют), а для зрителей. Как мне объяснила экскурсовод - коррида это прежде всего представление, зрелище, и чтобы не шокировать зрителей видом бычьей крови на мулете, она выполнена в красном цвете.

Почему в Испании стало так популярна коррида? Потому что раньше ее устраивали в маленьких деревушках, и когда быка забивали, из его мяса устраивали угощение для зрителей. То есть для бедного люда это означало возможность поесть вдоволь.

Есть традиция, по которой тореро, выигравший бой, имеет право отрезать себе часть на память, в качестве трофей - например, ухо или хвост.

Координаты для GPS: 37° 23" 09"" СШ, 5° 59" 54"" ЗД

Адрес: Paseo de Cristóbal Colón, 12, 41001 Sevilla

Старейшая и самая знаменитая арена для корриды в . При этом является одной из красивейших – замечательным образцом барочной архитектуры. Находится в центре Севильи на бульваре Христофора Колумба на берегу Гвадалквивира. На территории арены размещается Музей истории корриды .

Первая арена для корриды здесь, на холме Баратильо, была построена в 1733 г. Она была из дерева и имела прямоугольную форму, как и все арены в то время. Но такая конструкция имела недостаток – быки часто забивались в угол и отказывались нападать. Поэтому углы приходилось отгораживать щитами. А затем арены и вовсе стали делать круглыми. Первой такой ареной стала как раз севильская Маэстранса. Причём она имеет не совсем круглую форму, а овальную – промежуточную между прямоугольником и кругом.

Строительство новой севильской арены для корриды было начато в 1761 г. под руководством архитекторов Франсиско Санчеса Арагонского и Педро Винсенте де Сан Мартин. Но в 1786 г. король Карлос III наложил запрет на бои быков и возведение арены было приостановлено. Спустя несколько лет было продолжено, но уже не так целенаправленно. В результате заканчивал строительство итальянский зодчий Августо Франчи уже в 1881 г.

Как уже было отмечено, Севильская арена Маэстранса имеет форму овала, а точнее – многогранника с 30 сторонами. Её вместимость составляет около 14 тысяч зрителей. В архитектурном плане примечателен внутренний фасад арены, называющийся Палько дель Принсипе, что значит "Ложа принцев", построенный в 1765 г. В ложе находятся места для привилегированных зрителей. Напротив неё расположены так называемые Ворота принцев (Пуэрта дель Принсипе), через которые выходили матадоры.

Рядом с ареной есть небольшая часовня, где тореадоры молятся перед боем, а также лазарет и гардероб. Перед входом в арену находятся статуи знаменитых тореадоров. Также здесь можно увидеть памятник цыганке Кармен – знаменитому персонажу одноимённой новеллы Проспера Мериме, по сюжету погибшей на этом месте.

Во внутренних помещениях арены располагается Севильский Музей истории корриды , открытый 5 апреля 1989 г. Его экспозицию составляют бюсты тореадоров, их костюмы, в том числе плащ, расписанный Пабло Пикассо, различные графические материалы – плакаты, афиши, фотографии, гравюры, а также коллекция картин 18-20 вв. на тему корриды.

Апрель в Севилье - идеальное соединение времени и места. В апреле лучший город мира оживает после зимних дождей и перед летним зноем. Сначала проходят процессии Страстной недели: бой барабанов, звуки саэты, запах ладана, горячего воска и цветущих апельсинов, потом две недели освежающего сна, и наконец город окунается в Апрельскую ярмарку.

Feria de Abril, Апрельская ярмарка в Севилье - один из самых старомодных, простодушных и и потому прекрасных праздников в мире. Правда, после водоворотов Ремедиос (херес-севильяна, севильяна-херес) я мало что помню. Перед глазами только лошади, веера, немыслимые платья фламенко с воланами, и как выражается гуру и друг всех путешественников Петр Вайль, "прочее идальго".

К севильской ярмарке приурочены и самые главные в сезоне бои быков. Поэтому прежде чем перейти к воланам и хересу, и к связанному с ними бесконечному празднику жизни, я расскажу немного о корриде - самом потрясающем зрелище из всех, что мне приходилось видеть.

Я пришла на Маэстрансу - севильскую арену для боя быков - 3 мая, в кульминационный момент ферии. Коррида в последний день апрельской ярмарки - это лучшие мастера, отборные быки, особый накал.

Маэстранса стоит на променаде вдоль Гвадалквивира, и за час до начала корриды это самое оживлённое место в городе.

0 0

Матадора, завоевавшего трофей на этой арене, поклонники проносят на плечах через Puerta del Principe - главные ворота. Это почетное право и миг славы для каждого тореро. Но получить здесь награду трудно, очень трудно, и главные ворота открывались перед победителем считанное количество раз.

0 0

Итак, Севилья, арена для боя быков Маэстранса. 18-30 вечера и +35 на солнце. А ведь билет свой я заказывала еще в Москве, немного посовещавшись с жабой - на трибуну sol, солнечную. Ранняя весна, опрометчиво понадеялась я, убережет от андалусского солнца.


0 0


Но всё, в общем, оказалось несмертельно: снобская трибуна sombra (теневая) оказалась дальше и выше, а я со своим D40 практически у края арены. По рядам сновали коробейники, истошно крича: agua-agua! sombrero-sombrero! И точно, бутылка воды за 1 евро, соломенная шляпа за 3 и жизнерадостный полосатый подпопник, чтобы сидеть на кирпичных ступенях 17-го века еще за 4 - вполне компенсировали все неудобства.

Арену тем временем готовили к состязанию.

0 0

Медики уже наготове. За последние годы на Маэстранце погибли три человека - один тореро и двое бандерильерос. Но после того, как прямо в стенах арены построили госпиталь с операционной, летальных случаев больше не было. И раньше-то жертвы погибали не столько от удара рогов, сколько от потери крови, пока их везли в больницу. Теперь скорая помощь дежурит всегда.

Песок арены тщательно ровняют специальными матами:


0 0

И так же усердно поливают, чтобы в роковой момент у матадора не "поехала" нога:


0 0

Комментатор наготове - специальный телеканал будет вести прямую трансляцию:


0 0

Почетные гостьи, севильская аристократия, дамы из общества. Сменили черные траурные мантильи Страстной недели на белые - Ферии:


0 0

Сигара - непременный атрибут корриды. Дым вьется из-под соломенных шляп все два часа, что идут бои. Севильянам можно запретить курить где угодно, но сигара на корриде не подлежит никаким запретам.
Пожалуй, дух и атрибуты корриды - это мантильи, сигары, и особое нервное напряжение первых минут, когда на трибуне устанавливается такая тишина, что слышно дыхание быка.


0 0

Вот арена и полна.
Зря я все же сомневалась, идти ли на корриду одной. Отличная публика собралась на наших недорогих местах. Во всяком случае, не в пример приятнее той, что ходит на ногомяч, там же в Севилье. Пожилые супружеские пары: на нем лучший костюм, на ней - фамильные украшения (о этот стоицизм южанок, даже в 35-градусную жару надевающих чулки!). Молодые пары, хотя мой приятель Хосе уверял, что в его поколении и в "университетских" кругах коррида непопулярна.

Я думаю, что они скорее стесняются. Коррида – атавизм. Конечно, но и урбанистическая, современная Испания – страна, каких сотни, предсказуемая, как круассан на завтрак. Зато "вульгарная" и "простонародная" коррида безошибочно отличает Испанию, гарантируя и адреналин, и натуральное, полноценное переживание. В конце концов, все читали Хемингуэя и Мериме, видели Гойю.

Но интереснее всего смотреть корриду с листа, дилетантским взглядом, не испорченным никаким предыдущим опытом. Мне достался классный сосед - из завсегдатаев. Я, ясное дело, с трудом отличаю правую полуверонику от левой, но по пыхтенью, сопению и выкрикам соседа легко сканировала ход и стиль боя.

Часть 1: Paseillo

Пабабабам! Под пасодобль на арену выехали альгуасилы - распорядители корриды. Начался парад алле всех участников действа (ну, кроме быков).


0 0

Верховые пикадоры и другие члены "квадрильи" - команды матадора - тоже делают круг по арене


0 0

Вот главные герои сегодняшнего вечера.

0 0

Впереди - Хосе Педро Прадос Мартин, или Эль Фанди. Это имя круто, очень. Это топ-10 испанских матадоров. Он сегодня "старший" и по традиции открывает парад. Младший из участников корриды - тоже по своеобразному заведенному порядку, выходит вторым. Это Хавьер Вальверде. И второй по старшинству парад замыкает. Хуан Хосе Падилья - это тоже Очень Громкое Имя.
На них traje de luces - "костюмы света" и capote de paseo - парадный плащ. Эль Фанди в сливовом, Вальверде в фиолетовом, Падилья - в красном с золотом. Вот этот опереточный наряд стоит несмешные деньги, до нескольких тысяч евро, шит золотом и не признает никакой моды.
Правда, матадоры - люди очень суеверные. Приезжая в Севилью, они никогда не меняют цвета костюма, в котором выступают на Маэстранце.

Когда все участники парада покинут арену, на нее будет выпущен первый бык.
Всего их будет шесть, по паре на каждого матадора.


0 0

Бык. Особой, специально выведенной породы, у которого боль вызывает не страх, а ярость. Еще не хищник, хода уже далеко не не травоядное.

Терсьо 1: с капоте

На холке у быка закреплена розетка с зелеными и красными лентами - это цвета ганадерии Миура.
Ганадерия - это ферма, ранчо, где выращивают боевых быков специально для корриды. Миура - самая почтенная среди них. Быки Миура считаются самыми крепкими и свирепыми, и отбираются только на главные корриды сезона. В Севилье на последний бой Ферии всегда выпускают только их, такова привилегия.


0 0


Бык полон сил и с энтузиазмом гоняет по арене помощников матадора. У них в руках capote - тяжелый, килограмма на 3-4 розово-желтый плащ. "Крылья" капоте отвлекают внимание быка от человека, но если тот все же кинется, тореро спрячется за "бурладеро" - деревянной выгородкой. Ее бык и ковыряет рогом, пытаясь достать бойца. Если присмотреться, бурладеро весь исчеркан следами бычьих рогов.

В первой терции матадор обязан показать свое умение владеть плащом - capote. Capote de grana y oro, поется в известной песне о смерти матадора, "плащ ало-золотой". На деле не эти два цвета считаются главными в корриде, это только цвета национального флага Испании. Главный цвет - оранжевый, цвет платка, взмахом которого жюри оглашает свое решение о победителе корриды.


0 0

Как мне объяснил сосед по трибуне, в искусстве тореро ценится не столько сила, сколько ловкость и даже элегантность. Вообще на корриду ходят оценивать не только мастерство человека, в бою принимают участие двое, и к быку зрители относятся так же пристрастно: породист ли, злобен или хитер.

По фырканью соседа я поняла, что первый был оказался вяловат, и Эль Фанди потребовалось приложить немало усилий, чтобы его раскачать "верониками". Он проводит несколько манипуляций с плащом, и даже заставляет быка упасть на колени. Ну, в общем, трудно ждать от быка грациозности. На табло арены всегда указываются параметры быка: вес, возраст. Первый миура весил 565 килограмм.


0 0

Когда матадор выходит в круг арены, перед ним два соперника – бык и аудитория, пристрастная и искушенная. Истинные адепты боя быков чувствуют малейшие стилистические нюансы в работе матадора.Поэтому каждый матадор – шоумен, обладающий большой внутренней силой, особенно те, кто сражается с Miuras , самыми мощными и агрессивными быками.

Скажем, Эль Фанди считается одним из лучших тореро Испании. Не потому что он безрассудно смел, - трусы на арену не выходят. Просто излишняя фамильярность с быком (некоторые молодые матадоры любят пижонить – потрепать, например, быка между рогами) - это вульгарность, проявление не очень хорошего вкуса. Быка надо уважать. В этом Эль Фанди безупречен, его движения полны артистической красоты и завершенности. Оценивая точность его исполнения, газеты сравнивают матадора с метрономом.Если он – прима-балерина, то, к примеру, его соперник Падилья – гладиатор, его ремесло доведено до совершенства многочисленнымитренировками.

Характер быка можно определить по тому, как он вылетает из загона. Падилья встречает его сложным приемом – porta gayola, стоя на коленях.


0 0

Но основная подсобная роль в первой терции отведена пикадору.
Пока силы быка и матадора неравны, бык очевидно сильнее. Задача пикадора - уравнять силы.

Пикадор целит быку в загривок, чтобы ослабить его мощные мышцы и заставить опустить рога.

Бык пытается поднять на рога лошадь пикадора, закованную в прочные ватные латы. У лошади плотно завязаны глаза, чтобы она не понесла с перепугу. Пикадор с высот ы седла терзает быка пикой.


0 0

Терсьо 2 - с бандерильями

Во второй терции матадор должен "развеселить" быка, утомленного сражением с плащом и обессиленного кровопусканием. Это делают бандерильеро, втыкая ему у загривок бандерильи - гарпуны с крюками на концах, украшенные цветными "оборками".

Матадор Хуан Хосе Падилья обычно сам выступает как бандерильеро, но в большинстве случаев эту роль могут выполнить и помощники.


0 0

Он поднимает эти гарпуны с крюками на концах, и встает в танцевальную позицию. Он танцует короткий номер-фламенко, или скорее хорошо поставленную пародию на фламенко. Бык бросается вперед, бандерилью вонзаются ему в спину. Это действие матадор повторяет еще дважды. Третью пару бандерилий он закидывет высоко над головой. Это было бы комично, если бы не было настолько опасно.

Историческая арена Севильи была построена в восемнадцатом веке. Пласа де Торос вмещает около 12 500 человек и является одной из самых знаменитых арен для корриды во всей Испании. Первый бой быков состоялся на площади Святого Франциска - исторической площади возле мэрии Севильи.

Первая деревянная, временная арена была построена в 1730 году недалеко от нынешнего расположения Пласа де Торос. Арена имела прямоугольную форму, что давало преимущество для быков, которые могли отступать в угол. Это считалось небезопасным для тореадоров, и в 1933 году структура была заменена круговой ареной, также выполненной из дерева.



В 1761 году было принято решение о создании постоянной арены для корриды на месте блошиного рынка. Великолепная арена для боя быков, которую мы видим сегодня, была спроектирована Висенте Сан-Мартином. Он создал элегантную структуру в типичном региональном стиле. Прошло более ста лет, прежде чем арена была окончательно завершена в 1881 году. Сегодня в ней могут разместиться около 12 500 зрителей.



Даже если вам не нравится коррида, Пласа Торос де Маэстранса стоит посетить ради одной лишь исторической архитектуры. Экскурсии ведут через аркадную арену к маленькой часовне, где торреодоры молились, чтобы не быть проколотыми рогом быка. Далее следуют конюшни, где вы увидите лошадей пикадоров (всадников, которые поражают быка с копьем).



Также часть Плаза де Торос - Музей истории корриды, где изображены картины, костюмы и другие артефакты великих тореро. У подножия арены стоит статуя Франсиско Ромеро Лопеса, более известного как Курро Ромеро. Этот знаменитый тореро из Севильи преуспевал с 1950-х до конца 1990-х годов.

Пласа-де-Торос-де-ла-Реаль-Маэстранса-де-Кавайерия-де-Севилья. Вот так на самом деле называется эта великолепная арена, старейшая в Испании. Она считается, к тому же, одной из самых красивых, поэтому местные жители называют ее «Собор» («Сatedral»).

Строительство севильской Пласа де Торос началось в 1761 году, а закончилось лишь в 1881 году. Над проектом работало несколько архитекторов. Белое здание с ярко-желтой отделкой совмещает в себе элементы позднего барокко и неоклассицизма. Вместимость культовой арены — 14 тысяч зрителей.

На западе Пласа де Торос находятся ворота Пуэрта дель Принсипе, через них восхищенная толпа уносит на своих плечах победивших тореро. Арена принадлежит Благородному ордену тореадоров Севильи.

В Севилье коррида имеет очень глубокие корни. Здесь родина таких прославленных в Испании тореро, как Хуан Бельмонте Гарсиа, Хоселито Эль Гайо, Пепе Луис Васкез, Курро Ромеро и др. И хотя в наше время испанское молодое поколение все больше заботится о благополучии животных и потому отвергает этот кровавый спорт, тем не менее, коррида остается еще очень популярной, особенно в Севилье.

Севильскую корриду увековечил Бизе в своей знаменитой опере «Кармен». Поэтому памятник гордой красавице находится через дорогу от главного входа на Пласа де Торос.

Сезон Корриды

Сезон начинается в Пасхальное воскресенье, в конце Святой недели, и длится до октября. Особо торжественные бои проводятся на праздники Тела Христова, Девы Марии де лос Рейес (покровительницы города), в последние выходные ярмарки де-сан-Мигель и 12 октября, в день Пресвятой Девы Пилар. Большинство крупных боев проходит в воскресенье вечером; много известных матадоров принимают участие в корриде во время севильской Апрельской ярмарки. Билеты стоят от десяти евро до трех тысяч.

Экскурсия по Пласа де Торос

Пласа де Торос - одно из самых посещаемых мест в Севилье. Даже если вы против корриды, вам все равно стоит увидеть это прекрасное здание и проникнуться духом испанской культуры. Посетить арену можно только в составе экскурсии, билеты на которую приобретаются прямо на месте. Или же вы можете принять участие в пешеходной экскурсии по Севилье, которая включает и посещение Пласа де Торос.

В начале экскурсии вы любуетесь нарядной архитектурой здания, восторгаетесь его размерами и представляете бешеный рев толпы, раздающийся, пока тореро и быки занимаются своим делом. Балкон Палько дель Принсипе предназначается для Королевского семейства.

Далее вы увидите художественную галерею; часовню, где тореро молятся перед выходом на арену; больницу, где пострадавшим оказывают неотложную помощь. В музее Корриды вам расскажут о насыщенной истории боев в Испании. Там находится коллекция различных памятных предметов, в том числе, костюмы тореадоров, портреты знаменитых тореро и прочие интересные вещи.

На входе в сувенирном магазинчике продаются книги, открытки, плакаты с тореадорами.

Пласа де Торос находится на Пасео-де-Кристобаль Колон, 12, рядом с рекой Гвадалквивир. Рекомендуем вам прогуляться по набережной, там очень красиво. А еще оттуда можно отправиться в круиз по реке.

Часы работы арены: в дни боев с 9-30 до 15, в остальное время с 9-30 до 20 в период с мая по октябрь; с 9-30 до 19 в период с ноября по апрель.




  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то