Тест Информационное общество.doc - Презентация по информатике на тему "Информационное общество". Мультимедийный обучающий тест "информационные революции" В информационном обществе информация становится тест
Традиционное
|
Индустриальное
|
Постиндустриальное
|
1.ЭКОНОМИКА. | ||
Натуральное сельское хозяйство | В основе — промышленность, в сельском хозяйстве — повышение производительности труда. Разрушение натуральной зависимости. | Основа производства- информация.На первый план выступает сфера услуг. |
Примитивные ремёсла | Машинная техника | Компьютерные технологии |
Преобладание коллективной формы собственности. Защита собственности только высшего слоя общества. Традиционная экономика. | Основа экономики — государственная и частная собственность, рыночная экономика. | Наличие разных форм собственности. Смешанная экономика. |
Производство товаров ограничено определённым их видом, перечень органичен. | Стандартизация — это однородность в производстве и потреблении товаров и услуг. | Индивидуализация производства, вплоть до эксклюзива. |
Экстенсивная экономика | Интенсивная экономика | Увеличение удельного веса мелкосерийного производства. |
Ручные орудия труда | Машинная техника, конвейерное производство, автоматизация, массовое производство | Развит сектор экономики, связанный с производством знаний, обработкой и распространением информации. |
Зависимость от природно-климатических условий | Независимость от природно-климатических условий | Сотрудничество с природой, ресурсосберегающие, экологически чистые технологии. |
Медленное внедрение в экономику инноваиций. | Научно-технический прогресс. | Модернизация экономики. |
Уровень жизни основной массы населения невысокий. | Рост доходов населения.Меркантилизм сознания. | Высокий уровень и качества жизни людей. |
2. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА. | ||
Зависимость положения от социального статуса.Основные ячейки общества — семья, община | Появление новых классов — буржуазии и промышленного пролетариата. Урбанизация. | Стирание классовых различий.Рост удельного веса среднего класса. Значительно возрастает доля населения, занятого в обработке и распространении информации, над рабочей силой в сельском хозяйстве и промышленности |
Стабильность социальной структуры, границы между социальными общностями устойчивые, соблюдение строгой социальной иерархии. Сословность. | Мобильность социальной структуры велика, возможности социального перемещения не ограничены.Появление классов. | Ликвидация социальной поляризации. Стирание классовых различий. |
3. ПОЛИТИКА. | ||
Господство церкви и армии | Возрастает роль государства. | Политический плюрализм |
Власть наследственная, источник власти — воля Божья. | Господство права и закона(правда, чаще на бумаге)Равенство пред законом. Права и свободы личности законодательно закреплены. Главный регулятор отношений- нормы права. | Гражданское общество.Отношения между личностью и обществом строятся на принципе взаимной ответственности. |
Монархические формы правления, политические свободы отсутствуют, власть выше закона, поглощение личности коллективом, деспотическое государствоГосударство подчиняет себе общество, общество вне государства и его контроль не существует. | Предоставление политических свобод, республиканская форма правления преобладает. Человек- активный субъект политики.Демократические преобразования | Закон, право — не на бумаге, а на деле. Демократия.Демократия «консенсуса».Политический плюрализм. |
4.ДУХОВНАЯ СФЕРА. | ||
Нормы, обычаи, верования. | Непрерывное образование. | |
Провиденциализм сознания, фанатичное отношение к религии. | Секуляризация сознания.Появление атеистов. | Свобода совести и вероисповедания. |
Индивидуализм и самобытность личности не поощрялись, коллективное сознание преобладает над индивидуальным. | Индивидуализм, рационализм, утилитаризм сознания. | Стремление проявить себя, достичь успехов в жизни. |
Мало образованных людей, не велика роль науки. Образование элитарное. | Велика роль знаний, образования. В основном- среднее образование. | Велика роль науки, образования, век информации.Высшее образование. Формируется глобальная сеть телекоммуникаций — Интернет. |
Преобладание устной информации над письменной. | Господство массовой культуры. | Наличие разных видов культуры |
ЦЕЛЬ. | ||
Приспособление к природе. | Освобождение человека от прямой зависимости от природы, частичное подчинение её себе.Появление экологических проблем. | Антропогенная цивилизация, т.е. в центре — человек, его индивидуальность, интересы.решение экологических проблем. |
Выводы
Типы общества.
Традиционное общество – тип общества, основывающийся на натуральном сельском хозяйстве, монархической системе управления и на преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.
Индустриальное общество - тип общества, основывающийся на развитии промышленности, на рыночной экономике,внедрении научных достижений в экономике, появлении демократической формы правления, на высоком уровне развития знаний, на научно-техническом прогрессе, секуляризации сознания.
Постиндустриальное общество – современный тип общества, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве, развитии сферы услуг, непрерывном образовании, свободе совести, демократии консенсуса, на формировании гражданского общества.
ТИПЫ ОБЩЕСТВА
1.По степени открытости:
— закрытое общество – характеризуется статичностью социальной структуры, ограниченной мобильностью, традиционализмом, очень медленным введение инноваций или их отсутствием, авторитарной идеологией.
— открытое общество – характеризуется динамичной социальной структурой, высокой социальной мобильностью, способностью к инновациям, плюрализмом, отсутствием государственной идеологии.
- По наличию письменности:
— дописьменные
—письменные (владеющие алфавитом или знаковым письмом)
3.По степени социальной дифференциации (или расслоения ):
— простые — догосударственные образования, нет руководителей и подчинённых)
— сложные – несколько уровней управления, слоёв населения.
Пояснение терминов
Термины, понятия | Определения |
индивидуализм сознания | стремление человека к самореализации, проявлению своей личности, саморазвитию. |
меркантилизм | цель – накопление богатства, достижение материального благополучия, денежные вопросы стоят на первом месте. |
провиденциализм | фанатичное отношение к религии, полное подчинение ей жизни как отдельного человека, так и всего общества, религиозное мировоззрение. |
рационализм | преобладание разума в поступках и действия человека, а не эмоций, подход к решению вопросов с точки зрения разумности – неразумности. |
секуляризация | процесс освобождения всех сфер общественной жизни, а также сознания людей из-под контроля и влияния религии |
урбанизация | рост городов и городского населения |
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Экзамен сдается после окончания изучения данного учебно – методического пособия и подготовки контрольной работы по выбраной тематике.
В процессе выполнения экзаменационной работы студент должен показать знания по предметам «Информатика» и «ИТ в социальной сфере», а также навыки владения работы на персональном компьютере по программам Microsoft Office.
Критерии оценки экзаменационного теста:
Студент, получивший неудовлетворительную оценку, сдает тест повторно.
Пояснение к выполнению заданий экзаменационной работы
Вариант экзаменационной работы определяется по второй букве фамилии студента в соответствии с представленной таблицей.
Ответы заносятся в таблицу см. ниже и отсылаются преподавателю на проверку.
_ВАРИАНТ № 2____
№ вопроса | |||||||||||||||||||||||||
Буква ответа |
Экзамен (тестирование) по дисциплине «Информационные технологии в социальной сфере»
(необходимо ответить на любой из предложенных вариантов)
Вариант 1
1. Информационные технологии (ИТ) в социальной сфере – это …
а) наука, изучающая комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме;
б) наука, изучающая комплекс ИТ, связанных с информационными процессами, происходящими в обществе;
в) наука, изучающая методы и способы хранения, обработки и передачи информации.
г) наука об информации.
2. Задачи курса ИТ в социальной сфере. Укажите неправильный ответ.
а) умение правильно ориентироваться в новой информационной реальности мира;
б) создание новых средств вычислительной техники и подготовка автоматизированных рабочих мест;
в) всеобщее овладение компьютерной грамотности;
г) изучение ИТ в более новых предметных областях: социология, психология и т.д.
3. Инфоморфология – это …
а) наука, изучающая основные способы и методы работы с ИТ;
б) наука, изучающая методы хранения, обработки и пересылки информации;
в) наука о процессах и задачах передачи, распределения и преобразования информации.
г) наука о строении человека.
4. Ученый – основоположник теории информации.
а) Билл Гейтс;
б) Клод Шеннон;
в) Джон Фон Нейман;
5. Укажите правильную формулу определения количества информации.
6. Минимальная единица количества информации –
7. Кибернетика – это …
а) наука, изучающая свойства информации;
б) наука о информационных, общественных и политических процессах в обществе;
в) наука об управлении и связи в живых организмах, обществе и машинах.
г) наука о киберчеловеке.
8. Ученый, предложивший новую концепцию теории информации.
а) А. Макентош;
б) Норберт Винер;
в) Клод Шеннон;
г) Джон Фон Нейман.
9. Какая из наук возникла на связи следующих наук: документалистика, символьной логики, лингвистики, кибернетики.
а) история;
б) информатика;
в) философия;
г) математика.
10. Укажите, какое из понятий не входит в цепочку взаимосвязи с информацией.
а) материя;
в) энергия;
г) знания.
11. Первая информационная революция в истории развития цивилизации.
а) письменность;
б) картография;
в) устная речь;
г) книгопечатание.
12. Вторая информационная революция в истории развития цивилизации.
а) устная речь;
б) появление компьютеров;
в) книгопечатание;
г) письменность.
13. Информационные ресурсы общества – это …
а) компьютеры, средства вычислительной техники;
б) средства массовой информации;
в) имеющиеся в наличии запасы, средства, которые используются в обществе;
г) мобильные аппараты.
14. Под информационной безопасностью понимают:
а) информационная защита пользователя;
б) право на получение информации и ее защита от несанкционированного доступа;
в) правовое регулирование в области использования информационных технологий;
г) безопасность человека.
15. Третья информационная революция в истории развития цивилизации.
а) письменность;
б) появление средств массовой информации;
в) книгопечатание;
16. Мультимедийные технологии – это …
а) совмещение звука и видеоизображения;
б) создание анимационной графики;
в) современные средства и программы для более полной передачи информации посредством информационной сети;
г) фото, видео, звук.
17. Информационное общество – это когда ….
а) основное население занято на производстве продуктов и услуг;
б) основное население занято только в сфере услуг;
в) основное население занято в сфере сельхоздеятельности;
г) общество с ограниченной ответственностью.
18. Пятая информационная революция в истории развития цивилизации.
а) появление компьютеров;
б) письменность;
в) устная речь;
г) появление информационных сетей (Интернет).
19. Шестая информационная революция в истории развития цивилизации.
а) устная речь;
б) письменность;
в) появление компьютеров;
г) появление информационных сетей (Интернет).
20. Информационная техносфера включает в себя: (Укажите лишнее)
а) компьютерная техника;
б) система аудио-видео информации;
в) наличие пользователей;
г) телекоммуникационные системы (сети).
21. Информационное война – это ….
а) ведение действий, связанных с хищением информации;
б) сбор информации разведывательного характера, хищение информации, искажение и уничтожение данных;
в) выведение из строя информационных сетей;
г) взрыв компьютера.
22. Какое из ниже перечисленного не в ходит в понятие об информационном оружии?
а) компьютерные вирусы;
б) пользовательские программы;
в) логические бомбы;
г) средства подавления массовой информации.
23. Какая единица измерения используются для скорости передачи информации по информационно-телекоммуникационным сетям?
а) Байт / сек;
б) Бит / сек;
в) Кбит / нс.
г) 1Кбайт/сек.
24. Основные мероприятия по информационной безопасности. Укажите какой из ответов не входит.
а) защита материально-технических объектов;
б) обеспечение функционирования банков данных;
в) уничтожение средств ВТ и информации;
г) защита информации.
25. Что такое информационная культура общества? Укажите неправильный вариант ответа.
а) новые средства ВТ и программирования;
б) новые типы общения;
в) свободный доступ к информации для всех членов общества;
г) культура одного человека.
Какие четыре признака информационного общества названы автором?
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Становление информационного общества далеко не завершено, однако представляется возможным выделить некоторые его характеристики.
Доминирующим в экономике становится сектор, связанный с производством знаний, обработкой и распространением информации. В итоге, удельный вес затрат на исследовательские работы и маркетинг новой продукции превышает материальные затраты на ее выпуск. Так, в фармацевтических и компьютерных фирмах США последние снизились до 10-15% ее стоимости (в автомобильной промышленности США они все еще выше 50%, что видимо, определяет ее отставание от японской).
Доля продаж «ноу-хау», т.е. технической информации в общем объеме внешней и внутренней торговли начинает превышать доли продукции аграрного, добывающего и обрабатывающего секторов экономики. По существующим оценкам, в США этот «порог» был превзойден еще в 1980-х гг.
Доля самодеятельного населения страны, занятого в создании, обработке и распространении информации, начинает превышать численность рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве и промышленности. Здесь следует отметить, что сфера обслуживания дифференцируется: часть ее работников, даже в наиболее развитых странах, все еще занята достаточно тяжелым физическим трудом, в то время как большинство из них начинают обслуживать информационный сектор экономики.
Информационные потоки получают новый материальный носитель, т.е. глобальную сеть телекоммуникаций, а также Интернет. <...>
Существенным и ранее не учитывавшимся фактором общественного развития становится феномен «кризиса человека»... Человек, живущий в развитых странах, подвергается воздействию огромных потоков информации, возможности осмысления которой не безграничны. Это ведет к тому, что часть информации осознанно вообще не воспринимается, отсекается или поглощается некритично. <...>
Можно говорить о начале процесса возникновения глобального информационного общества как новой стадиальной фазы мирового ци- вилизационного развития.
Н.В. Загладин
Пояснение.
В ответе должны быть указаны следующие признаки:
1) доминирующим в экономике становится сектор, связанный со знаниями, производством и обработкой информации;
2) доля продаж технической информации в общем объеме международной торговли превышает долю сельского хозяйства и промышленности;
3) доля населения, занятого производством и обработкой информации, превышает долю населения, занятого индустриальным и сельскохозяйственным трудом;
4) информация получает новый материальный носитель (Интернет, мировые телекоммуникации).