Внешний звуковой адаптер ASUS Xonar Essence STU.

ASUS постепенно делает расширение линеек продуктов из компьютерного аудио в Hi-Fi аудио, в ту область, где компьютер является не ядром системы, а лишь опциональным приложением.

С каждым годом количество пользователей ноутбуков растет, в то время как внешних звуковых карт с «серьезной начинкой» и низкой стоимостью на рынке практически нет. Для рынка Hi-Fi это нормальное явление, в то время как для компьютерного рынка это нонсенс, ведь уже несколько лет подряд есть высококачественные решения с умеренной стоимостью в $100-200: Creative Titanium HD/ , /STX , E-MU 1212m , Audiotrak HD2 . На внутренних рынках (японском, китайском и т.п.) есть решения от широкоизвестных компаний от Onkyo и Auzen.

Внешние звуковые карты многие производители автоматически причисляют к устройствам второго сорта по простой причине - внешние устройства обладают меньшим быстродействием (ограниченным потоком при передаче данных) и не годятся для серьезных задач. А серьезные задачи в PRO секторе были и остаются – сверхнизкая задержка с помощью ASIO, где аппаратным ограничением является стабильность и пропускная способность USB.

В геймерском секторе многое аналогично - низкая задержка при обмене данных аппаратными ресурсами карты. Ноутбуки по своей природе не предназначены для тяжелых задач, связанных с обработкой аудио и ресурсоемкими играми и вполне логично, что с ноутбуком пользователь решает лишь черновые задачи, простые операции с обработкой аудио или игрой, где нет нужды в мощных ресурсах. Соответственно и «серьезные внешние» карты не нужны. Однако за последние несколько лет ситуация в корне изменилась, ноутбуки стали существенно производительнее (стали справляться с многими задачами в PRO аудио, плюс в современных секвенсорах есть функции заморозки треков для уменьшения потребления ресурсов), а в игровом секторе исчезла поддержка аппаратной обработки звука. Соответственно если для PRO задач еще есть нарекания в сторону внешних звуковых карт с большим уровнем задержки в ASIO, то для обычных потребителей никакой разницы нет, внутренняя карта, или внешняя.

С позиции удобства, планшеты и ноутбуки здорово теснят стационарные компьютеры и отлично подходят для интернет серфинга, просмотров фильмов и прослушивания музыки. Вот только звуковых карт для ноутбуков на качественных комплектующих практически нет.

Внешняя карта всегда дороже внутренней за счет наличия корпуса, и пока доминирующее количество пользователей было со стационарными компьютерами, внешние карты были менее популярны из-за более высокой стоимости против аналогов внутренних карт. Но как только аппаратная поддержка ускорения звука стала не актуальной, а количество пользователей планшетов и ноутбуков стало много, то появился и большой спрос на качественные внешние звуковые карты. К такому повороту событий большинство производителей не были готовы. К сожалению, на рынке потребительских звуковых карт оказалось всего два гиганта – Creative и ASUS, а остальные производители - это PRO рынок, которые свернули производство потребительских карт и сосредоточились на выпуске мобильных карт «для черновой работы с ноутбуком». Известные Hi-Fi бренды пока не сильно спешат представить компактные ЦАП-ы с низкой стоимостью.

Creative, известный своими технологиями в играх и упором на игровой звук не посчитал нужным сделать упор на внешних картах. В планах вроде как что-то есть, но нет никакой ясности, когда, что и почем. Был выпуск звуковой карты Creative X-FI HD USB, но при этом решение было не столь совершенно, как Titanium HD (проще ЦАП, без сменных ОУ и т.п.).

ASUS же только начал пробовать силы в аудиофильском секторе и ограничился внутренними картами ST и STX, завоевавших высокую популярность.
Параллельно на внутренних рынках Кореи, Китая и Японии появилось немало интересных устройств, с использованием топовых ЦАП-ов и аудиофильских комплектующих: конденсаторов, ОУ и т.п.. Некоторые из них получились по принципу сборной солянки, когда все компоненты качественные, но при низком инженерном уровне разработки параметры на выходе устройств оставляли желать лучшего. А некоторые устройства приобрели высокую популярность, вроде Audiotrack Dr. Dac 2 , где инженерный уровень оказался на достаточно высоком уровне.

Проблема большинства таких устройств оказалась в невозможности вывести продукты за пределы внутренних рынков из-за отсутствия адекватной маржи для дистрибьюторских сетей. В итоге сложилась ситуация, когда на Российском рынке внешние ЦАП-ы от именитых производителей стоят дорого, от $500 и выше (комбайны с усилителем для наушников от $700), а китайские продукты существенно дешевле, но только с возможностью заказа с ebay с соответствующими рисками и лишними телодвижениями. Те, кто освоил покупки из-за границы, не ощущают в этом глобального неудобства, но остальные готовы переплачивать значительные суммы за покупку «здесь и сейчас» и без проблем с языковым барьером.

Но вернемся к новинке от ASUS Essence STU. До ее появления на нашем рынке ближайшим конкурентом является , с отличным ЦАП и возможностью смены ОУ. Рекомендуемая розница на нашем рынке - $500. Остальные решения, вроде E-MU0404/ , Creative X-Fi HD USB – укладываются от $100 до $300, используют один из старших ЦАП от AKM и не имеют возможности смены ОУ, что относит их к хорошим решениям, но «не аудиофильским». С такими картами всегда есть опасение, что чего-то да не хватает.

ASUS Essence STU повторяет свои внутренние аналоги ST и STX и практически полностью решает задачу по выбору источника с высоким качеством за умеренную стоимость. На данный момент продукт еще не поступил в продажу, а основные впечатления получены с предсерийных образцов (прототипов), но вероятность того, что серийные образы в чем-то в корне будут отличаться минимальна.

С позиции серьезного внешнего ЦАП это второе устройство от ASUS, первым был более дорогой ASUS Essence One .

Внешний вид ASUS Essence STU

После ASUS Essence One, STU выглядит очень строго и совсем не похож на старшую версию. С позиции дизайна автору более привлекательна концепция One с уникальным внешним видом и плавно-хищными изгибами корпуса. STU же представлена в «квадратном» корпусе и воспринимается менее серьезно. Некоторые участники форумов уже высказались на тему того, что новинка больше похожа на роутер, чем на ЦАП и в чем-то они правы. С другой стороны, с позиции эксплуатации STU около компьютера есть неоспоримые плюсы, на STU можно спокойно поставить другие устройства или вообще разместить между книг на полке. Ни One, ни Dr.Dac2 такой эргономикой не располагает. С позиции эксплуатации устройство получилось удачным – на корпусе нет вентиляционных отверстий, можно без опасений сверху даже чашку с кофе поставить. Большим плюсом можно отметить и практичный металлический корпус, который с функциональной точки зрения защищает от помех и при этом гладкая поверхность с краской не подвержена царапинам. У Dr.Dac Prime и большинства продуктов ESI используется алюминиевый корпус, который безусловно красив, пока устройство эксплуатируется первый день, но очень быстро покрывается царапинами в дальнейшем.

Устройство невысокое, но довольно широкое и большое в глубину, если сравнивать с Dr.Dac Prime и прочими внешними портативными звуковыми картами.

На передней панели расположены индикаторы, кнопка питания, кнопка переключения источника, независимые регуляторы громкости для линейного выхода и наушников и одно гнездо 6,3 мм для наушников. В сравнении с One индикаторы маленькие и не такие яркие, что не делает STU излишне ярким в темноте. Если же кому-то яркость покажется лишней, прикрыть отверстия от светодиодов достаточно просто, они не выступают над поверхностью.

На задней панели расположены цифровые входы, такие как USB, SPDIF и TOSLINK. Отдельно есть аналоговый вход, благодаря которому STU может работать как простой усилитель для наушников или предусилитель. Линейный выход выполнен парой RCA. Переключатель уровня усиления для наушников пружинный, с одним положением, т.е. при нажатии на него, подается команда о необходимости изменить уровень усиления, после чего рычаг возвращается в исходное положение.

ASUS Essence STU внутри

Внутри плата разделена на три зоны, слева питание, в середине цифровая часть и справа аналог. Расположение элементов просторное.

Полное подробное фото внутренностей карты будет приведено позже, когда появятся серийные образцы, т.к. в финальном варианте должны появиться дополнительные перемычки для установки разных режимов в секции усилителя (серво в обратной связи). Сейчас посмотрим на то, что скорее всего не будет изменено в финальной версии.

В качестве цифроаналогового преобразователя применен PCM1792a – это старшая микросхема в линейке у производителя и которая обладает одними из лучших характеристик на сегодняшний день (полноценную конкуренцию предоставляет только новый ЦАП от ESS ES9018). PCM1792a можно увидеть лишь в дорогостоящих устройствах высшего класса и пока что исключением из общего правила составляли только карты ST и STX. В One используются PCM1795, которые по своим характеристикам повторяют PCM1796 и формально являются улучшенной версией с поддержкой данных до 32 бит и возможностью использования внешнего DSP на участке цифрового фильтра. PCM1792a возможно не обновлен из-за существующего альтернативного варианта PCM1795a+внешний DSP.

По идее PCM1792a лучше PCM1795 и в One в какой-то степени было бы логично увидеть его, но тут вероятно вмешался маркетинг, требующий от продукта каких-то новых введений, которые можно было бы гордо объявить “первыми” и это было сделано в виде первого в мире ЦАП с восьмикратным оверсемплингом. На PCM1792a такое реализовать было бы невозможно, а в качестве компенсации от PCM1795 использована схема с двойным моно.

Преобразование ток-напряжение выполнено с помощью LME49720, а в качестве фильтра используется LM4562. По большому счету эти ОУ между собой одинаковы, а существующие различия с позиции производителя несущественны. Эти ОУ относятся к одним из лучших для аудио. Довольно часто в подобные продукты ставят NE5532, имеющие относительно невысокую стоимость и потому подлежащие немедленной замене на что-то более дорогое (и не обязательно лучше звучащее). В случае с STU делать эксперименты с заменой ОУ будет интересно только тем, кто изначально хочет играть в эти игры, а остальным достаточно знать, что шансы вывести звучание STU на принципиально новый уровень достаточно низки, и так уже все заложено по максимум для раскрытия потенциала. Остальной рост возможен будет лишь при использовании паяльника и продвинутых знаний в области «цапостроения».

Касаемо ультрадорогих ОУ – это будет три Muses 01. Была возможность попробовать поставить операционные усилители от Burson Audio, но к сожалению результат оказался не утешительным, ОУ адекватно работали лишь при пониженном уровне сигнала на -15 дБ, при более же высоком уровне возникал рост гармоник высоких порядков.

За SPDIF отвечает TI PCM9211. По умолчанию, это еще и ЦАП/АЦП, но эти функции в нем не задействованы (а жаль, запись бы в «черновом варианте» не была бы лишней). Рядом видно место с не распаянной микросхемой, в финальной версии там установлен Cirrus Logic CS2000, отвечающий за подавление джиттера. На фото плата прототипа.

За связь с USB отвечает CM6631A Он же используется и в Asus Essence One. Благодаря ему устройство поддерживает передачу данных в форматах до 192 кГц и 24 бит.

Ранее по неподтвержденной информации считалось, что тут должен быть установлен Cirrus Logic CS2000, отвечающий за подавление джиттера. На деле он оказался впоследствии распаянным около PCM9211.

На деле не всегда известно, что будет распаяно, а что нет в финальной версии. Производство таких плат в единичных экземплярах дорогостоящее удовольствие, и часто проектируют плату сразу под несколько конфигураций, где после проводится сравнение различных микросхем и элементов, a после выбирается окончательный вариант. А плата какой была, такой и остается. К слову, у Audiolab M-Dac где-то одна треть места отводится под нераспаянные элементы…

Для получения низкого уровня джиттера можно видеть отдельные генераторы с частотами кратными 44,1 и 48 кГц.

Усилитель для наушников сделан на TPA 6120A2 аналогично ST/STX/ . Микросхема для усиления отличная, хотя на сегодняшний день кто-то предпочел бы решение на дискретных элементах как в Dr.Dac2. В текущей тестовой версии не было Servo блока на участке обратной связи, поэтому все результаты связанные с тестированием усилителя для наушников пока не окончательные.

Разъемы RCA можно спокойно поменять на другие, для этого не нужен паяльник. Устройство просто идеально подходит для различного моддинга.

В тракте линейного входа используется ОУ LM4562 без возможности замены. Если сравнивать с Dr.DAC2, то там использовался менее качественный JRC4580.

Устройство питается от внешнего блока питания с параметрами 12 В и 3А. Еще один элемент для возможного моддинга в сторону внешней батареи.

STU в работе

При подключении к компьютеру необходимо поставить отдельный драйвер, после чего устройство определяется в системе. STU поддерживает воспроизведение с частотой дискретизации 192 кГц, есть поддержка ASIO драйвера.

При воспроизведении через ASIO на панели STU загорается индикатор Bit Perfect, сигнализирующий, что звуковой поток передается в обход системного микшера Windows без деградации.

STU работает стабильно, каких-либо проблем замечено не было.



Порой существуют нарекания в сторону авторов обзоров, что у автора все работает стабильно, а у отдельно взятых пользователей все плохо – это нормальная ситуация, т.к. у автора никогда нет сотни разных компьютеров в различных конфигурациях, а глюки встречаются лишь в некоторых из них. Делать более обширные выводы можно лишь спустя пару лет после выхода продукта, когда на форумах скапливается определенное количество отзывов, а бета драйверы заменяются стабильными версиями. В случае с STU драйвер повторяет драйвер One, на который нареканий за уже продолжительное время не было, соответственно не должно быть проблем и у STU.

Переключение уровня усиления для наушников сделано довольно интересно. При подключенных наушниках уровень усиления изменить нельзя, сколько не нажимай на пружинный рычаг. Это своего рода железная защита от случайного перехода в более «громкий» режим. При подключении наушников-затычек это полезная защита как для слуха, так и механической защиты наушников, способных выйти из строя. В целом, вначале это непривычно и не стандартно, но потом воспринимается как очень продуманное решение. Чувствуется, что продукт не копировали с чего-то и не делали по известным стандартным подходам, а многие моменты разрабатывали с нуля и задавались вопросом об эргономике под обычного пользователя, из-за чего мы видим новые и свежие решения.

Если наушники не подключены, то выход для наушников неактивен, а при подключении активируется с небольшой паузой. Регулировка громкости линейным выходом и выходом для наушников раздельная, как в One.

Площадь свечения у индикаторов очень маленькая, поэтому в светлом и темном помещении светодиоды не слепят. Это своего рода работа над ошибками от One, где светодиоды были излишне яркими.

Звучание Asus Essence STU

Традиционно для сравнения устройств высокого класса использовалось двойное слепое тестирование, на акустических системах для оценки реализации потенциала ЦАП и прослушиванием выхода для наушников.

Тракт с акустическими системами представляет собой высококачественную Bi-Amp систему из:
. Активный кроссовер Behringer cx2310 - обеспечивает настраиваемые разделительные фильтры четвертого порядка.
Усилитель низкочастоного динамика Eton 8/800 hex (такой же используется в Adam s2.5a): Technics SE-A5
Усилитель высокочастотного динамика Vifa XT25 (аналогичный используется в bluesky): Technics se a7

Примерная стоимость такого тракта оценивается начиная от $5000 (информация для тех, кто меряет качество ценой).

Все источники были приведены к единому уровню громкости для исключения любых психоакустических факторов в соответствии с рекомендациями AES с точностью до 0,1 дБ. Переключение производилось мгновенно между источниками через коммутатор на галетном переключателе для минимального влияния на звук.

Выставление оценок производилось при слепом тестировании, где после фиксации оценок добавлялись данные о названии источника. Такой подход позволяет получить максимальную беспристрастность и устранить вероятность самовнушения слышимости разницы там, где ее нет.

Выход ЦАП


Для сравнения использовалась профессиональная звуковая карта 1616m, ASUS Essence STX, Dr.DAC 2 Muses, и Audiolab M-DAC.

STU vs 1616m, STX и Dr.DAC2 Muses


Разница между 1616m, STX, Dr.DAC2 Muses невелика, эти устройства примерно одного уровня. STU превосходит по качеству звучания их всех более четким построением сцены и проработанностью ревербационных хвостовв. STU и STX визуально собраны из одинакового набора компонентов (без учета разницы для интерфейсов USB/PCIx), но тесты показывают, что STU свободна от джиттера в режиме 44.1 кГц и возможно было учтено что-то еще, что позволило получить более высокое качество и более полно раскрыть потенциал ЦАП.

STU vs M-DAC и One Muses

Audiolab M-DAC и One Muses относятся к более высокой ценовой категории, стоимостью в районе $1000 (на нашем рынке $1300 и $900 соответственно).
STU демонстрирует уровень качества очень близкий к M-DAC, звучание такое же детальное, свободное, хорошее позиционирование источников и хорошая передача панорамы в глубину. Сравнивая результаты, за M-DAC хочется отметить большую детальность и четкую атаку, а за STU более спокойную подачу звукового материала. One Muses звучанием отличается в большей степени. С позиции детальности – это уровень 1616m, STX и Dr.Dac2, но при этом с комфортной передачей звука, когда первично слитное звучание, а не детали по отдельности. Приоритет между слитным звучанием и детальностью обычно у каждого потребителя разный и часто череда смены ЦАП-ов - это постепенное улучшения звучания с переменным улучшением каждого из этих параметров.

Возможно, уровень детальности у One оказался ограничен PCM1795, против ES9018 в M-DAC и PCM1792a в STU, т.к. все устройства демонстрируют высокие технические параметры и разница в основном обусловлена самими ЦАП. Возможно долю «музыкальной слитности» One обеспечили старшие ОУ MUSES. Таким образом – One Muses можно охарактеризовать как музыкальный комфорт, а STU как высокую детальность.

При этом в звучании M-DAC и STU дело не только в микросхемах ЦАП, ведь STU превосходит STX/ST, а M-DAC превосходит iBasso DX100 (использующий также ES9018). Некоторые особенности звучания прослеживаются между продуктами, выполненными на одинаковых ЦАП, но обвязка при этом также играет не малую роль.

Сравнение источников высокого класса так же лишний раз преподносит и другую истину, для уверенной слышимости различий необходим высокого уровня последующий тракт, который в свою очередь настолько дорог, что экономия на источнике выглядит достаточно смешной, ведь если источник категории до $500 является дорогим, то что же из себя представляют усилитель и колонки? Другой момент, альтернативой акустическим системам сейчас часто служат наушники, в которых качество источника так же можно уловить.

При использовании электростатических KOSS ESP 950 (начальный уровень электростатических наушников – комплект $1000) отдать однозначное предпочтение какому либо из цап оказалось очень сложно.

Выход для наушников

Усилитель для наушников у STU можно охарактеризовать как хороший. При сравнении с STX повторяется то же характерное звучание. Уровень максимальной громкости при использовании источника в виде ЦАП чуть ниже в сравнении с STX.

Если делать сравнение с Dr.Dac2 Muses, то Dr.Dac2 лучше справляется с низкоомной нагрузкой, однако говорить о принципиально другом уровне не приходится. Стоит сравнить звучание усилителей Dr.Dac2 и STU с внешними усилителями от SPL, Burson Audio и т.п., то разницу можно охарактеризовать как существенную а сторону последних. Встроенный усилитель у M-DAC превосходит Dr.Dac2 и STU, но уступает усилителю от One Muses. В качестве комбайна ЦАП + усилитель лучше всех показал себя One Muses.

При сравнении с устройствами не только более высокого класса, но и наоборот начального, был взят микшер Behringer UB502 - он по качеству существенно уступил усилителю STU. По большому счету разницу можно выстроить следующим образом: UB502 – мутное кашеобразное звучание с резким звучанием, STU – отсутствие мутности, M-DAC- добавление детальности и уменьшение резкости, One - отсутствие признаков резкости.

Таким образом, для своего класса у STU адекватный усилитель для наушников, а для перехода на новый уровень потребуется отдельный усилитель.

Общий вывод

STU в первую очередь представляет собой высококачественный ЦАП, способный тягаться с более дорогими устройствами и во вторую очередь как усилитель для наушников. STU будет удачным вариантом апгрейда системы, будь то компьютер без звуковой карты, компьютер с профессиональной или игровой картой с цифровым выходом или внешний ЦАП для Hi-Fi системы.

Владельцам студийных мониторов стоит учесть, что STU оснащен только небалансными выходами. Проблема это или нет – зависит в первую очередь от реализации небалансного входа мониторов и длины проводов. На коротких проводах в 2-3 метра наводки наловить сложно.

Тут для Hi-Fi системы STU выглядит привлекательно еще из-за того, что есть возможность использовать устройство как предусилитель, либо ЦАП без регулировки громкости и при этом из-за отсутствия балансных выходов (как правило не использующихся в Hi-Fi) можно наблюдать отсутствие высокой цены на устройство.

Технические измерения ASUS Essence STU

Лишний раз хочется отметить, что результаты измерений относятся к прототипным образцам, поэтому результаты могут отличаться у серийных образцов.



Уровень сигнал/шум с помощью E-MU1616m зафиксирован как 117.5 дБ, что является очень высоким показателем при разрешающей способности E-MU фиксировать до 118 дБ.



Уровень искажений наблюдался от 0.0008% до 0.0003% в зависимости от модели прототипа при уровне первой гармоники -3 дБ.

Уровень сигнал/шум не зависит от режимов как в ST и STX (где режим 44.1 обладает худшими характеристиками), в этом плане все ОК. Режим 44.1 работает полноценно.
Нет никакого низкочастотного джиттера при подключении через USB, как у One.



В целом, если делать дотошный анализ джиттера, то шумовая полка немного поднимается при наличии сигнала, однако подъем становится заметным лишь при высокочастотном сигнале и это норма для большинства устройств, независимо от стоимости.



Если сравнить результаты STX и STU в тесте J-Test (используется специальный сигнал, наиболее поверженный влиянию джиттера), то STX демонстрирует всплески узкополосного джиттера на отдельных частотах до -115 дБ, а у STU лишь небольшой подъем равномерного шума (широкополосный джиттер). По данному параметру M-Dac выглядит лучше, так как нет подъема ни шума (широкопослосного джиттера), ни всплесков.



Разумеется, нельзя не сделать сравнение с Dr.DAC2 DX Muses. Здесь DX Muses демонстрирует больший уровень низкочастотного джиттера, видно как юбку вокруг основного тона, так и отдельные всплески.

Некоторый вопрос возникает только при тесте интермодуляционных искажений при выходном уровне 0 dBFS, при таком сигнале можно видеть искажения, вызванные вероятно цифровым фильтром самого ЦАП, снижение уровня уже на 0,1 дБ полностью убирает все искажения. Для точной оценки нужны данные других устройств, выполненные на 1792a с известными настройками примененного цифрового фильтра. Те устройства, что были на измерениях с применением PCM1792a показали точно такую же картину. Такое поведение ЦАП не является широко известным, т.к. измерения часто проводятся при уровнях -1 или -3 дБ для интермодуляционных искажений и соответственно мало данных для анализа резальтатов именно с 0 дБ.

Технически STU – это одно из грамотно сделанных устройств, в противовес которому можно привести только очень ограниченное количество устройств. Отдельно для фанатов Dr.Dac2 – тракт ЦАП у STU реализован лучше. Dr.Dac 2 долгое время был примером того, как должен выглядеть недорогой цап и на текущий момент первенство можно смело передать STU.

Разница в выпуске Dr.Dac2 и STU – пять лет и было бы здорово увидеть аналогичное устройство хотя бы через год, а не очередные 5 лет. Может ответный удар нанесет Creative? Или Teac с CambrigeAudio подвинут свои продукты в более бюджетный сектор?



Полное выходное сопротивление не нулевое (9 Ом) и аналогичное моделям ST и STX. График представляет собой прямую, соответственно изменения в АЧХ будут зависеть лишь от формы кривой импеданса.



Усилитель для наушников предлагает два режима, один оптимален для вставных наушников (в зависимости от нагрузки, выходное напряжение от 0.25 до 0.5 В), другой для полноразмерных с выходным напряжением от 2,5 до 5 В.

В информации от STU есть упоминание, что усилитель выдает до 7 В, однако такое справедливо будет только для выбора аналогового входа.

R AA Report:
R AA Report:
R AA Report:

Итоги

Устройство получилось очень хорошим, если бы его выпустил именитый аудио производитель с размещением блока питания внутри корпуса, то цена под $1000 не являлась бы высокой, при позиционировании устройства как ЦАП. Отрадно видеть, что ASUS выходит на новые для себя рынки благодаря качественной реализации продуктов, с каждым разом все меньше привлекая маркетинг и рекламные уловки. Как ЦАП, устройство получилось наверно самым лучшим на сегодняшний день в данной ценовой категории. С позиции комбайна – найти конкурирующие решения вполне возможно, где применен более качественный усилитель и более простой тракт ЦАП, но при наличии высококачественных наушников лучшим решением станет STU с внешним усилителем.

Когда-то Dr.DAC 2 показал пример, что за доступную стоимость возможно делать качественные с инженерной точки зрения устройства. STU же демонстрирует еще более высокий уровень качества и в качестве высокого соотношения качество/цена теперь вполне можно приводить именно STU. Субъективные тесты показали высокое качество звучания, а в объективных тестах не обнаружилось никаких проблем.

Владельцам дорогих высококачественных трактов вполне можно порекомендовать STU для использования, но вряд ли кто-то такой рекомендацией воспользуется, т.к. когда бюджет позволяет купить цап дороже $1000, то экономия часто не является решающим фактором, а при выборе учитывается внешний вид (ЦАП должен вписаться в основную систему), наличие пульта ДУ, красивый дисплей, балансные выходы, престиж марки, используемые фичи и т.п. STU тут просто напросто слишком дешево стоит невзирая на качество звучания. Однако, когда при очередном апгрейде ЦАП, текущий будет продан, а новый еще не куплен, можно спокойно переждать паузу используя STU.

Просторность платы вероятно сделает очень популярным различный моддинг, внутри полно свободного места. И, кажется, еще не началась мода на «золотые прецизионные» резисторы?

Предварительная стоимость озвучена как $400, что несколько выше ожиданий видеть подобный ЦАП в пределах $250-300, но при этом полноценных альтернатив практически нет и в более дорогом секторе. Таким образом, цена более чем адекватна, хотя и кажется высоковатой с позиции позиционирования ЦАП для домашнего компьютера. Когда-то Infrasonic анонсировал подобный ЦАП на PCM1792a, и стоимость была в пределах $800-900. Таким образом цена неоднозначна, для начинающих аудиофилов она может показаться высокой, а для обеспеченных - излишне низкой.

Отдельно стоит отметить, что STU поддерживает потоки до 192 кГц и 24 бит с полноценной поддержкой ASIO.

У STU есть все шансы стать хитом на довольно продолжительное время, главное чтобы был доступен в свободной продаже, а конкуренты продолжали спать.

Нашли опечатку в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter . Это не требует регистрации. Спасибо.

Какие возможности появляются у фирмы, когда объём её годовой выручки переваливает за 14 млрд. долларов? "Почти любые", скажите вы, глядя на компанию ASUS - и будете почти правы. Но если речь идёт о таком бизнесе как компьютеры, не следует отождествлять огромные производственные мощности и хорошую репутацию фирмы с налаженной инфраструктурой в области hi-fi техники.

Розничная цена: $399

Когда тайванский гигант решил-таки поместить свои лучшие модели звуковых карт во внешние корпуса (вспомним звуковую карту Xonar Essense One, недавно протестированную нами и получившую награды), получился очень хороший асинхронный 24/192 ЦАП /предварительный усилитель/усилитель для наушников - который, увы, было достаточно сложно продавать через традиционные дилерские сети, не предназначенные для продажи аудиотоваров. Собственное звуковое инженерное подразделение фирмы ASUS доказало на деле, что их наработки в области аудио "не лыком шиты". Тем не менее, я опасался, что объёмы продаж звуковой карты Xonar Essense One, несмотря на все комплименты, расточаемые ей экспертами, окажутся несоразмерно малы. Фактически, так и получилось. А вы можете себе представить, чтобы среднестатистический потребитель, выбирающий себе ноутбук ASUS в ближайшем магазине "MediaMart", вдруг отвалил бы за внешнюю звуковую карту (ЦАП) цену, сопоставимую с ценой самого компьютера ($899), после того как вдумчиво протестировал её с помощью наушников Audeze LCD-X и файлов высокого разрешения, воспроизводимых… каким, собственно, источником? Фантасмагория да и только!
"Сделай ЦАП и покупатели сами за ним придут". А вот фиг вам! После моего обзора Xonar Essense One мой электронный ящик был буквально засыпан письмами от читателей с одним и тем же вопросом: где и как можно купить эту карту? Продавцы в местных компьютерных магазинах разводили руками и говорили, что ничего не знают о существовании такой модели. Читатели докучливо вопрошали, какого чёрта я вообще берусь тестировать какие-то полумифические аппараты? Ладно, забыли. Переворачиваем страницу истории. Наступил новый день - встречаем модель STU ($399). Вот с такой суммой на ценнике дистрибьюторам ASUS продавать новинку будет гораздо легче. Если с помощью прилагающейся подставки поставить этот ЦАП вертикально, внешне его с трудом отличишь от NuForce. И это - вовсе не случайность. NuForce уже проник на европейский рынок массовой электроники, закрепиться на котором ASUS ещё только предстоит.

Проблема, собственно, вот в чём. Традиционные дилеры hi-fi-техники вымирают. На плаву остаются лишь магазинчики, торгующие всякой электронной и электрической всячиной - начиная от холодильников и кончая телевизорами. Они - не те места, куда мы обычно ходили в прошлом за высококлассной аудиоаппаратурой, не так ли? Но жизнь-то продолжается. В таких условиях выживают лишь производители, ориентирующиеся на большие торговые сети и способные работать с ними на их же условиях. Обычные hi-fi-бутики работать в подобных условиях, увы, не могут - в отличие от, скажем, гигантских корпораций вроде Apple, Samsung, Sony и т.д. Вуаля! Знакомимся с ASUS Xonar Essence STU.

Что такое - STU? Говоришь, что это - твой дядя, давным-давно потерявшийся в Тихуане? Хм… Впрочем, если полное имя твоего родственника звучит так: "Усилитель для наушников на базе TPA6120A2, с соотношением сигнал/шум 120 дБ, возможностью подключать наушники 600 Ом, с асинхронным USB-приёмником C-Media CM6631A, с цифро-аналоговым преобразователем PCM 1792A, с зеркальной схемотехникой, с конденсаторами Wima FKP2 и Nichicon Finegold, с прецизионной регулировкой генератора тактовых импульсов, с возможностью "горячей" замены операционных усилителей, с переключением уровня усиления сигнала, с двумя отдельными регуляторами громкости - для наушников и для выхода предусилителя, двумя цифровыми и одним аналоговым входными разъёмам, с операционными усилителями TI NS-LME49720 и 4562NA в стандартной комплектации, но с возможностью их замены на другие в трёх разных точках схемы", то STU, выходит, и правда - твой дядя. Передавай ему привет от меня!

Если вам мало возможности поиграться вволю с заменой операционников и мало двух отдельных регуляторов громкости, STU может похвастаться ещё двумя "фишками" в виде внутренних перемычек, которые не часто встретишь в этой ценовой категории: отключаемый серводвигатель постоянного тока и отключение регулировки громкости.

Таким образом, этот аппарат готов к апгрейду и без труда способен превратиться в ЦАП, подключаемый в дальнейшем к отдельному предварительному усилителю - при этом такой апгрейд никак не повлияет на аттенюатор сигнала для наушников.
Герой нашего обзора имеет светодиод, загорающийся при работе в режиме "bit perfect" (точная побитовая передача сигнала) - а это означает поддержку драйвера ASIO. Чувствуется, что тайваньские аудиоинженеры действительно постарались на славу и "нашпиговали" нашего бюджетного новичка функциями, присущими более дорогим моделям hi-end - при этом они оснастили своё детище интерфейсом, который не отпугнёт даже самого неопытного пользователя, спрятали внутри пару "приятных сюрпризов" для более отважных пользователей и, наконец, предложили его по "вкусной" цене новой целевой аудитории, которую, как твердят все в hi-fi-кругах, мы должны "взращивать и лелеять". Когда все вокруг лишь заламывают руки и болтают, приятно видеть, как кто-то пытается реально что-то сделать для изменения ситуации.

STU поставляется во внушительного вида коробке с инструкцией Quick Start на разных языках. Глядя на такую упаковку, понимаешь, что держишь в руках изделие мега-корпорации. Не всякая фирма может себе позволить "заморачиваться" на упаковочную коробку такого качества ради бюджетной модели стоимостью всего $399.

Впрочем, после того, как модель вынимаешь из коробки и берёшь в руки её плоский корпус, возникает ощущение, что держишь в руках дешёвую "жестянку": подставка сделана из пластмассы, а не из механически обработанного алюминия; небольшого размера импульсный блок питания в виде "кирпичика" имеет разъём под "восьмёрку", а не 3-х штырьковый IEC - т.е. использовать его вы сможете лишь с входящим в поставку шнуром электропитания. Так что обольщаться слишком тоже не стоит.

Впрочем, ни на лицевой, ни на верхней или боковых поверхностях корпуса визуально никаких крепёжных деталей обнаружить не удалось. Не зная, как снять эту - судя по виду, явно защёлкивающуюся - крышку, не отломав при этом попутно что-нибудь, я благоразумно решил спросить об этом Раджу. Он прислал на мой электронный адрес схему разборки в PDF. Оказалось, нужно было вывернуть шесть болтиков снизу, а затем использовать ногти на пальцах. Ничего сложного. Не забудьте сначала надавить на крышку, чтобы отсоединить её от лицевой панели (она к ней прищёлкивается). Иначе сломаете себе ногти.

Снаружи имеются два регулятора громкости; сделаны они довольно качественно - никакой хлипкости или люфта. Хорошей оценки также заслуживают прочные разъёмы RCA, надёжно прикреплённые к корпусу, и переключатель коэффициента усиления для наушников. В целом, аппарат, несмотря на свой лёгкий вес, внешне производит хорошее впечатление и выглядит по-своему элегантно.

Подключив к ЦАПу в качестве источника Astell&Kern AK100, модифицированный Red Wine Audio, с помощью самого лучшего оптического кабеля Diamond фирмы AudioQuest, я, наконец-то, получил первые впечатления от звука - он был плотным и неоднозначным. Зернистое, немного тусклое звучание с полупрозрачным, вымученным разрешением. Так звучит выход на наушники в iPod. Или iTunes из неоптимизированного ноутбука без специального программного плеера. Но откуда полицейским, патрулирующим улицы, где живут "мажоры", и слушающим доступный им по цене hi-fi, знать цены на звуковую аппаратуру, которой владеют люди, проживающие в этом районе. Чего мы реально можем ожидать?

В качестве референсного ЦАПа я решил использовать AMI Musik DS5 за $599, который в тот момент был у меня на руках.
Для целей тестирования мы решили не трогать заводские настройки и оставили перемычки в положениях, при которых функции DC Servo и Volume Control Bypass были отключены. DC Servo не пропускает щелчки, возникающие при включении аппарата, в наушники. Но я бы посоветовал оставить перемычку в дефолтном положении и надевать наушники через пару секунд после включения аппарата.

ЦАП от ASUS показал своё преимущество над DS5 ($599) благодаря разнице между аналоговым регулятором громкости и цифровым регулятором, используемом в AMI Musik DS5. Для выравнивания уровня звука я использовал интегрированную модель gainclone 25i фирмы Clone Audio (Гонконг). При аналоговой регулировке громкости звук был куда лучше чем при цифровой. При высоком уровне сигнала цифровая регулировка громкости приводила к тому, что звук становился бледным, плоским и тонким.

Дерзкий, яркий, пробивной характер - молодой, энергичный и слегка резкий, а не выдержанный, зрелый, спокойный и близорукий - оказался прекрасной парой для STU, поскольку легко поглотил его характерное звучание - густое, немного размытое, но при этом не стал настаивать на собственной доминантности. Это как брак между немецким парнем-интеллектуалом и приземлённой итальянской девушкой.

В качестве настольного предварительного усилителя с ЦАП там, где требуется, прежде всего, ослаблять сигнал, STU одержал верх над DS5. Но в качестве настольного ЦАП с фиксированным выходом, японско-корейский аппарат звучал явно лучше - прозрачность и разрешение звука у него оправдывали разницу в цене. Итог - ничья. Имея более высокий уровень выходного сигнала, Ami Music без труда раскачивал HifiMan HE-6. Но, с другой стороны, благодаря своему аналоговому регулятору громкости ASUS хорошо сочетался со всеми наушниками, обеспечивая при этом ровное качество звучания. Для DS5 оптимальной будет нагрузка, при которой его цифровой регулятор громкости находится в верхней трети диапазона. Именно в таких условиях DS5 раскрывал свой потенциал, но картина менялась, стоило лишь подключить его к лёгкой нагрузке (например, Aëdle"s VK-1), при которой цифровой регулятор громкости приходилось поворачивать слишком сильно влево (чтобы ослабить сигнал).

Настольная система с конкурентом Ami Musik DS5

Настольные колонки не могут быть большими по определению. И, если небольшой размер не компенсируется задранным с помощью цифрового эквалайзера баса, часто для полноты звучания под столом размещают сабвуфер. Особенно, если ты - геймер, разрушающий всё подряд в своём виртуальном мире, или любитель музыки с глубокими басовыми нотами. И хотя большинство сабвуферов могут подключаться прямо к колонкам (по принципу biwire, когда сабвуфер подключается прямо к колонкам), всё-таки, лучше всего сабвуфер подключать к линейному выходу. И в таком случае нам уже потребуются либо две пары выходов на предварительном усилителе, либо придётся использовать Y-образные адаптеры. STU не имеет выходных разъёмов для сабвуфера. DS5 тоже их не имеет. Как я заметил в прошлом обзоре, для этой цели хватило бы одного 3,5-мм выхода на задней панели, если уж смета расходов не позволила производителю раскошелиться на вторую пару RCA-разъёмов. Жаль, что ни на одном из рассматриваемых аппаратов я не обнаружил такого выхода.

Точно такая же система с ASUS. На фото видны кожаные Aëdle VK-1 и красно-вишнёвые наушники MrSpeaker™ Alpha Dog

Пришлось, как и в случае с DS5, использовать металлические адаптеры. И тут обнаружилась одна странность с двойной схемой регулировки громкости. Воткнутый разъём наушников не заглушал сигнал на главных выходных разъёмах. Сигнал на них можно было отключить только специальной регулировкой. Если вы относитесь к редкому виду audiophilicus extremus, то сможете надеть открытые наушники и одновременно включить колонки с громкостью, достаточной проникновения их звука в ваши наушники, для получения интересного FX-эффекта. А если у вас при этом есть сабвуфер, то будет вообще здорово! Кстати, когда разъём 6,3 мм занят, переключить коэффициент усиления для наушников не получится. Для этого вам придётся сначала вытянуть штекер из разъёма. Если вы переключаетесь с низкого коэффициента усиления на высокий, не забудьте сначала уменьшить громкость, т.к. разница в громкости между двумя режима значительная.

Мои основные претензии к давно потерявшемуся дяде STU? Парень немного располнел. Распух, знаете ли. Учитывая предыдущий опыт с заменой операционных усилителей, а также моё ранее сравнение с тремя вариантами Essence One, отличающимися друг от друга лишь операционниками и ценой, эту особенность можно было бы использовать на благо - для придания веса звучанию, улучшения разделения и придания воздушности. Было бы желание. Я решил почитать, что ранее про STU написал другой обозреватель - Майкл Лаворгна на сайте AudioStream: "Мои главные претензии… при работе в связке с MacBook Pro, Pass INT-30A и DeVore Fidelity The Nines, звук получился чересчур тяжеловесным. Музыка звучала аморфно там, где музыкальный образ был довольно плотным, а разделение между отдельными музыкантами было не столь ощутимым, как при прослушивании через другие модели ЦАП". Я услышал то же самое. Впечатление было практически идентичным. Майкл затем написал, что ASUS звучит не так воздушно, как хотелось бы. И снова в точку. Затем он пишет: "Более тёмное "жирное" звучание ассоциируется у меня с прослушиванием ради удовольствия, а более лёгкий и детальный звук - с интеллектуальным подходом к прослушиванию. Исходя из этого, я бы поместил STU USB DAC в первую категорию".

Astell&Kern AK100, модицицированный RWA, с оптическим кабелем AudioQuest Diamond; iPod Classic 160 Гб с кабелем S/PDIF Zu Event; Windows XP Pro, проигрывающая музыку со стриминг-сервиса Spotify+ с битрейтом 320 mbps через USB-кабель Telos Audio

Мои ощущения насчёт "удовольствие vs. интеллекта" могут отличаться, но я полностью согласен насчёт "более тёмного". А вот что касается "жирного звука", то это зависит от обстоятельств. Если речь про дешёвый шоколад, то я тут согласен с Майклом. Детальность, послезвучия, тональная модуляция - я бы назвал это не "жирным" звуком, а "слегка завуалированным, немного тусклым, сухим и тёмным". Приятное, неагрессивное звучание, которое не действует на нервы. Учитывая ценник в $399, эту модель лучше подключить к аппарату с прямо противоположным звучанием. Это будет разумная комбинация, компенсирующая слабые стороны обоих аппаратов. Если моё мнение показалось кому-то чересчур резким, то это лишь потому, что у меня нет аппаратуры с таким "противоположным звучанием". Моим аппаратам попросту не требуется подобная "коррекция". Я бы потратил на $50 больше и купил бы NuForce Icon HDP. Если в вашей ситуации вам требуется звучание "a-ля Burson", то вам наверняка понравится ASUS. Несмотря на его яркий и острый звук, его работа в паре с французскими наушниками Aëdle VK-1 (€350) показалась мне безупречной - как с точки зрения звучания, так и соотношения цена/качество.

Mad Dog ($300), так же как Audeze LCD-2, сами по себе дают достаточно "шоколадный" звук. Их звучание ассоциируется у меня с солнечными странами. А вот топовый Alpha Dog ($500) отличается более совершенным звуком, чем две модели выше. Он сочетается с ASUS STU куда лучше. Если Sennheiser HD800 со стоковым кабелем кажется вам слишком ярким, то, возможно, STU приживётся в вашей системе. Если вы думаете, что по детальности звучания с 800-ыми мало что может сравниться, вы заметите, что ASUS немного притупляет разрешение этих наушников. У вас AKG K-702 и вы находите их звук немного сухим и слишком уж сдержанным? В таком случае не рассчитывайте, что STU "оживит" их. Надеюсь, что эти замечания окончательно расставили все точки над "i". В конце концов, наш полицейский-сноб, коротающий часы на дневном дежурстве, слушая музыку на бюджетной аппаратуре, признал правду. Сегодня, покупая Xonar Essence STU USB DAC, вы платите за хорошую функциональность. За простой, но элегантный корпус, за добротный и солидный звук. Звучание этого ЦАПа не утомит вас даже при продолжительном прослушивании, при использовании дешёвых источников и при воспроизведении не очень качественных звуковых файлов - за которые, в иной ситуации, "аудиофильская полиция" выписала бы вам штраф. Нет, никто вам не испортит удовольствие штрафом. В общем, этот ЦАП есть за что полюбить!

Тем, кто знает, для чего существуют такие вещи, как DSD 64/128, AES/EBU, балансный выход на наушники, балансные линейные выходы, дистанционное управление и встроенные линейный, а не внешний импульсный источник питания, предназначается новая модель от ASUS - ASUS Xonar Essence 3. Она имеет цифро-аналоговый преобразователь AD1955, USB-приёмник CMedia CM6631 и размещается в почти таком же корпусе.

Используемое оборудование

Source: 27" iMac with 3.4GHz quad-core Intel Core i7, 16GB 1.333MHz RAM, 2TB hard disc, 256GB SSD drive, ADM Radeon HD 6970M with 2GB of GDDR5 memory, PureMusic 1.89g in hybrid memory play with pre-allocated RAM and AIFF files up to 24/192; Audirvana 1.4.6 in Integer mode 1, Metrum Hex, AURALic Vega, SOtM dX-USB HD with Super-clock upgrade & mBPS-d2, RWA-modified Astell & Kern AK100, Apple iPod 160GB Classic with Pure i20 and Cambridge Audio iD100 digital docks
Preamp/Integrated: Nagra Jazz, Esoteric C-03, Bent Audio Tap-X, Crayon Audio CFA-1.2, Bakoon AMP-12R, Gato Audio DIA-250 , April Music Stello HP100MkII
Amplifier: First Watt SIT1, SIT2, F5 & M2, Goldmund/Job 225, AURALiC Merak
Speakers: soundkaos Wave 40, Boenicke B10, German Physiks HRS-120, AudioSolutions Rhapsody 200, Zu Submission
Headphone amps: April Music Eximus DP1, Burson Audio Conductor, Bakoon AMP-12R
Headphones: ALO-recabled Audeze LCD-2 & LCD-3, Sennheiser HD800, beyerdynamic T1 and T5p, AKH K702; HifiMan HE500 & HE6; Aëdle VK-1
Desktop speakers: Gallo Strada II with TR-3D subwoofer, Amphion Ion+ , EBTB Luna II , Boenicke Audio W5
Cables: Complete loom of Zu Audio Event, KingRex uCraft USB cable, Zu split USB cable, Van den Hul AES/EBU cable, Tombo Trøn S/PDIF cable, AudioQuest Diamond Toslink
Stands: Artesania Audio Exotyeric for front end, Rajasthani hardwood rack for amps
Powerline conditioning: GigaWatt PF2 and PC3 SE Evo

По материалам издания Six6Moons

Как говорится в фирменном пресс-релизе, новый USB ЦАП ASUS Xonar Essence STU построен по схемотехнике популярных внутренних звуковых карт Xonar Essence ST/ STX (различаются интерфейсами, у первой — PCI, у второй PCI-E). Можно подумать, что внутренняя аудиоплата выбралась из глубины компьютерного корпуса и превратилась во внешний аудиоинтерфейс с подключением по USB (отсюда и буква «и» в обозначении). Но мне всё же кажется, что перед нами не компьютерный девайс, а полноценный ЦАП. А значит, сбываются прогнозы о том, что ASUS всерьёз выходит на Hi-Fi-рынок.

В чём на самом деле главное отличие производителей компьютерной техники от Hi-Fi-брэндов? В настоящее время это почти исключительно модель дистрибуции: первые распространяют продукцию в основном через IT-каналы, вторые — через AV-салоны и магазины бытовой электроники. Однако в последнее время и эта граница постепенно размывается. Чем, к примеру, различаются ассортименты торговых сетей «Юлмарт» и «М.видео»? Только тем, что в первой чрезвычайно богат выбор компьютеров и комплектующих, а во второй приоритет отдан бытовой и AV-аппаратуре, хотя и там и там можно, к примеру, приобрести ноутбук или десктоп, компьютерную периферию, ЖК-телевизор, видеокамеру или мультиварку.

Как бы то ни было, но модель дистрибуции практически не связана с техническими особенностями товара. И если отвлечься от рыночной специализации брэндов, можно обнаружить, что ЦАП Musical Fidelity M1 SDAC по своей сути ближе к компьютерным аудиоинтерфейсам, поскольку в нём задействован модуль АЦП (хотя цифровой поток не передаётся для записи в компьютер, а выводится на цифровые выходы), а у ASUS Xonar Essence STU оцифровка аналога вообще не предусмотрена, а потому он ближе по функциональности к традиционным ЦАПам, которые, между прочим, приобрели USB-интерфейс относительно недавно. Впрочем, для нас, то есть людей, покупающих технику, совершенно не важно, как позиционирует себя производитель, нам интересно, как аппаратура работает. Вот это мы сейчас и выясним.

снаружи и внутри

Очень симпатичная и качественная упаковка — в этом деле ASUS знает толк. В комплекте: кабель USB (на первое время его хватит), переходник для наушников с джека 3,5 мм на разъём 6,3 мм, диск с драйверами, бумажная документация и внешний адаптер питания. На тыловой панели: USB, Toslink и коаксиальный входы, выход аналог стерео на солидных RCA-разъёмах, а также переключатель HP Gain (о нём — позже).

На лицевой панели, кроме регуляторов громкости, кнопка выбора входов и ряд индикаторов на белых светодиодах, включая Bit perfect и HP Gain. Очень симпатично. Блок питания — импульсный и совсем махонький, хотя на нём написано, что он способен отдавать в нагрузку 3 А — чудеса технологий!

Внешне Xonar Essence STU разительно отличается от вышедшего ранее ЦАПа Xonar Essence One: компактный, поверхности прямые со сглаженными углами.

Корпус выполнен из металла, но на фото выглядит как пластиковый, видимо, из-за скромной серой окраски — людям, которые не видели ЦАП «живьём», этот дизайн чаще всего не нравится. Но в реальности аппарат выглядит, на мой вкус, весьма привлекательным и прекрасно вписывается в музыкальную систему с традиционными Hi-Fi-компонентами. Чего не скажешь, кстати, о Xonar Essence One с его подчёркнуто эффектным оформлением, явно рассчитанным на компьютерную молодёжь.

Схожесть по конструкции с PCI-моделями подтверждается совпадениями по комплектующим: используются тот же чип цифро-аналогового конвертора Texas Instruments РСМ1792А, усилитель для наушников на микросхеме ТРА6120А2, электролиты Nichicon Fine Gold. Однако в перечне операционных усилителей (из которых четыре установлены в «кроватки» для лёгкой замены) нет бюджетных ОУ NJM2114, но зато есть вполне приличные ОРА2132. Плёночные конденсаторы — WIMA FKP2.

А вот наиболее существенное отличие от старшей модели — в том, что у One два 32-битных чипа РСМ1795 в дифференциальном включении, а у STU — один 24-битный РСМ1792А, как и у ST/STX. Именно это, очевидно, объясняет более высокий уровень шумов у STU, даже больший, чем у внутренних моделей ST/STX.

Управление громкостью — как у более дорогого One: уровень на линейных выходах и разъёме для головных телефонов корректируется отдельными регуляторами. Переключатель степени усиления для наушников HP Gain необходим, чтобы выровнять уровень громкости у низко- и высокоомных моделей. Контактной группы, отключающей линейный выход, нет, и это, на мой взгляд, хорошо: надёжные и не влияющие на звук контакты обходятся недёшево, поэтому в бюджетном аппарате от них лучше вообще отказаться. Вы же знаете: иногда, чтобы найти, надо что-то потерять.

по большому счёту

Начинаю с установки драйверов на музыкальный компьютер, который служит цифровым источником — в моей системе вывод осуществляется через PCI-карту Xonar Essence ST. Но её драйверы для тестируемого ЦАПа не подходят из-за разных интерфейсов связи с ПК, приходится ставить отдельные. Процесс проходит успешно, и в настройках вывода в проигрывателе Foobar2000 появляется интерфейс ASIO Xonar Essence STU. Переключение между ним и выводом звука на референсный источник осуществляется там же.

Регулятор громкости ЦАПа ставлю на максимум, чтобы свести к минимуму его влияние.

Играет на удивление комфортно и приятно. Хотя и возникает странное ощущение «зализанности». Но, может, это хорошо? Мельчайшие детали слышны, перкуссия «остренькая». Басы округлые и отчётливые. Звуковые образы чётко сфокусированы, и вместе с тем они плотные, телесные. Динамика слегка сглажена, но экспрессивность от этого не страдает. Главное — нет резкости при сохранении чёткости и детальности. Панорама достаточно глубокая, расположение инструментов на сцене близко к реальному.

Роскошно играет блюз. Без грязи и «гаражности», всё так же комфортно и приятно. У этого аппарата есть свой звуковой почерк, и это хорошо. Тем более что при переходе на коаксиальный вход ощущение заглаженности сходит на нет. А при воспроизведении записей в 192 кГц вообще очень трудно к чему-либо придраться.

Референсный ЦАП чуть более подробен, передаёт больше звуковой информации. Не создаёт ощущения приглаженности, напротив, он абсолютно беспристрастен и реалистичен. Лучше отображает динамические контрасты. И разница в подаче материала 44,1 кГц и 192 кГц у него минимальна. Хотя различия в звуке у двух конверторов отнюдь не столь велики, как соотношение их стоимости.

Как писал выше, при подключении наушников выход на колонки сам не отключается — надо убрать громкость левым регулятором и вывести правым. Играет усилитель достойно и, думаю, вполне способен избавить от необходимости покупать отдельный аппарат. Правда, на тяжёлом роке ему явно не хватает питания (речь идёт, скорее, о его способности быстро отдавать ток в нагрузку). У ЦАПа ASUS Xonar Essence One усилитель для наушников построен на той же микросхеме, но проблем с интенсивными жанрами не наблюдалось. Понятно, ведь у него блок питания встроенный и линейный. Так что любителям хэви подумать о дополнительном усилителе всё же придётся. Хотя есть и более доступный способ решения проблемы. Например, приобрести блок питания посильнее. Приличный импульсный адаптер 12 В/6,6 А можно найти по цене менее тысячи рублей. Идеальный вариант — линейный стабилизированный блок питания с ёмким банком конденсаторов — обойдётся подороже, но овчинка стоит выделки. С таким «тюнингом» встроенный усилитель для наушников должен работать лучше. Возможно, и сам ЦАП тоже.

STU обладает чрезвычайно привлекательным соотношением качество/ цена, а значит, его будущая популярность не вызывает у меня сомнений.

МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
1. Сборник «Burmeister Reference CD II». FLAC 44,1 кГц/16 бит
2. Beth Hart & Joe Bonamassa, «Don"t Explain». FLAC 44,1 кГц/16 бит
3. «Tutti!». Оркестровый сэмплер. FLAC 44,1 кГц/16 бит
4. «McIntosh Spectacular Reference». FLAC 192 кГц/24 бита
5. Deep Purple, «Machine Head». FLAC 96 кГц/24 бита
6. Black Sabbath, «13». FLAC 44,1 кГц/16 бит

ПОРАДОВАЛО
Точный, подробный и комфортный звук. Встроенный усилитель для головных телефонов с отдельной регулировкой громкости. USB-драйвер с поддержкой ASIO.

ОГОРЧИЛО
Слабоват блок питания. Видимо, из-за этого усилитель в сочетании с 600-омными наушниками хорошо справляется только со спокойными музыкальными жанрами.

ASUS Xonar Essence STU
Производитель: ASUSTeK Computer Inc.
(Тайвань)
www.asus.com
Отношение сигнал/шум (А-взвешенное): на линейном выходе 120 дБ, на выходе для наушников 117 дБ
THD + шум (А-взвешенное): на линейном выходе -108 дБ, на выходе для наушников -101 дБ
Выходное напряжение (RMS): на линейном выходе 2,0 В, на выходе для наушников 7,0 В
Диапазон частот (-3 дБ, 24 бит/192 кГц): 10— 48000 Гц I
Потребление энергии (максимум): 12 Вт I
Выходы: аналог стерео (2 х RCA). на наушники (6,3 мм)
Входы: USB 2.0, коаксиальный (RCA), оптический (Toslink), аналог стерео (3,5 мм)
Габариты: 210 х 36 х 172 мм
Масса: 0,725 кг
Цена: 11200 руб.

Комплектующие:
Процессор USB-аудио: C-Media CMI6631A II S/PDIF-приёмник Tl РСМ9211 II ЦАП Tl РСМ1792А
Операционные усилители с возможностью замены пользователем: LME49720 х2, LM4562 xl, 0РА2132 х1 II ОУ на аналоговом выходе LM4562
Усилитель для наушников ТРА6120А2 I
Конденсаторы плёночные WIMA FKP2, электролитические Nichicon Fine Gold

Текст: Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
По материалам издания Салон Audio Video

Компания ASUS продолжает развивать линейку специализированных звуковых адаптеров для ценителей качественного звука. На этот раз мы расскажем об одной из новинок нынешнего года - внешнем звуковом интерфейсе Xonar Essence STU.

Постоянные читатели наверняка помнят, что примерно два года назад мы испытывали модель Xonar Essence One. Это был первый опыт ASUS в области создания высококачественных звуковых интерфейсов, выполняющих функции связующего звена между компьютером и компонентами Hi-Fi-аудиосистем. Подробно о назначении подобных аппаратов можно прочитать во вступительной части той публикации; здесь же мы ограничимся лишь констатацией того, что модель Xonar Essence STU (как и Xonar Essence One) не является внешней звуковой картой в привычном понимании этого термина и предназначена для решения более узкого круга задач.

Знакомство

Черная коробка, в которой поставляется Xonar Essence STU, внутри разделена картонными перегородками на несколько отделений. В середине находится заботливо обернутый жесткой защитной пленкой Xonar Essence STU. Помимо самого устройства в комплект поставки входят: внешний блок питания, два силовых кабеля с разными вилками (двухконтактной «европейской» и трехштырьковой британской), подставка, интерфейсный кабель (USB Type A - USB Type B), переходник для подключения наушников с 3,5-мм разъемом mini-jack в четвертьдюймовое гнездо, краткая инструкция по установке, а также компакт­диск с драйверами и электронной версией руководства пользователя.

Освободим корпус устройства от упаковки и рассмотрим его. Судя по всему, дизайнеры, занимавшиеся внешним оформлением Xonar Essence STU, черпали свое вдохновение, созерцая Hi-Fi-компоненты 70-80-х годов. Передняя панель, выполненная из матированного алюминия, ручки регуляторов с ребристыми боковинами и мелкими концентрическими бороздками на торцах, массивные ножки - всё это отлично передает стиль той эпохи. Не вписывается в него разве что черная пластиковая рамка, окаймляющая переднюю панель.

Дизайн корпуса Xonar Essence STU выполнен
в стиле Hi-Fi-компонентов 70-80-х годов

Устройство довольно компактное: размеры корпуса - 208×150×30 мм без учета ножек и выступающих деталей (ручек, разъемов и пр.). Основой конструкции служит нижняя панель: на ней закреплена печатная плата, а также передняя и задняя панели. Сверху корпус закрыт П-образной крышкой, которая крепится к нижней панели шестью винтами. Снаружи на нижней панели корпуса имеются четыре большие ножки тороидальной формы, обеспечивающие надежный контакт с опорной поверхностью.

Передняя панель изготовлена из матированного алюминия и разделена пополам темной полосой. Эта линия служит своего рода осью, на которую нанизаны две кнопки (включения питания и выбора источника сигнала), отверстия световых индикаторов, пара регуляторов громкости (отдельно для линейного выхода и для наушников), а также четвертьдюймовое гнездо для подключения наушников. Все индикаторы оборудованы белыми светодиодами. Чтобы создаваемая ими иллюминация не была чересчур навязчивой, отверстия, через которые свет выходит наружу, сделаны очень маленькими - диаметром не больше миллиметра. Выглядит это весьма эффектно, причем не в ущерб информативности.

Разъемы на задней панели корпуса

На задней панели, окрашенной в черный цвет, установлены в одну линию разъемы блока питания, интерфейсного кабеля, одного аналогового и двух цифровых входов, а также линейного стереовыхода. Слева находится рычажок для переключения режимов работы усилителя для наушников.

В комплекте есть специальная подставка, позволяющая установить корпус Xonar Essence STU в вертикальном положении. В этом случае для размещения устройства будет достаточно участка поверхности размером всего 150×90 мм.

Закончив с внешним осмотром, разберемся с тем, что находится внутри. В корпусе Xonar Essence STU объединены три функциональных модуля: внешний цифровой аудиоинтерфейс (USB - S/PDIF), цифроаналоговый преобразователь (ЦАП) и усилитель для наушников.

Специальная подставка позволяет установить
корпус в вертикальное положение

Модуль цифрового аудиоинтерфейса реализован на базе специализированного микропроцессора C-Media CM6631A. С целью минимизации джиттера используется асинхронный режим передачи звукового потока по USB. Ресивер интерфейса S/PDIF реализован на микросхеме TI PCM9211.

Ответственная задача преобразования цифрового сигнала в аналоговый возложена на высококачественный двухканальный ЦАП TI PCM1792A. В тракте линейного выхода установлены операционные усилители LM4562. Усилитель для наушников построен на микросхеме TPA6120A2.

Так выглядит Xonar Essence STU внутри

В спецификации Xonar Essence STU заявлены впечатляющие характеристики аналоговой части: диапазон воспроизводимых частот от 10 Гц до 48 кГц (при неравномерности АЧХ 0…–3 дБ) и соотношение «сигнал/шум» в 120 дБА. Правда, с оговоркой, что достичь этих показателей можно лишь при воспроизведении фонограммы, оцифрованной с частотой дискретизации 192 кГц и разрядностью 24 бита.

Как и в старшей модели линейки, в Xonar Essence STU предусмотрена возможность аппаратного апгрейда путем замены четырех операционных усилителей (LM4562, OPA2132 и пары LME49720). Эти микросхемы установлены на специальных колодках, позволяющих изымать и устанавливать их без пайки. Таким образом, продвинутые пользователи имеют возможность производить тонкую настройку звучания в соответствии со своими предпочтениями. В руководстве пользователя приведено несколько вариантов рекомендуемых сочетаний операционных усилителей для получения того или иного эффекта.

В данной модели предусмотрена возможность
замены некоторых операционных усилителей

На печатной плате также имеются джамперы для отключения регулятора громкости линейного выхода, а также цепей управления подачей напряжения, которые предотвращают возникновение щелчков на выходе при включении и выключении питания.

Для доступа к печатной плате необходимо снять верхнюю крышку корпуса. На практике оказалось, что сделать это не так­то просто, поскольку помимо винтов крышку удерживают довольно тугие защелки. Чтобы открыть их, требуется определенная сноровка.

Эти джамперы позволяют отключить
регулятор громкости линейного выхода

Питание устройства обеспечивает внешний импульсный блок, выдающий напряжение 12 В постоянного тока.

Подключение

Теперь поговорим о подключении. Первое, что необходимо сделать, - подсоединить блок питания. Он подключается к коаксиальному разъему на задней панели Xonar Essence STU посредством полутораметрового кабеля, снабженного удобной лентой-липучкой. Для подсоединения к электросети на блоке питания имеется стандартный двухконтактный разъем, что позволяет использовать кабели с различными вилками.

Следующий шаг - подключение источника сигнала. В случае если воспроизведение записей будет осуществляться на ПК, необходимо соединить при помощи интерфейсного кабеля розетку USB Type B на задней панели Xonar Essence STU с портом USB компьютера.

При подключении к источнику цифрового сигнала Xonar Essence STU может функционировать в качестве внешнего модуля ЦАП. Для соединения с такими устройствами, как CD- или DVD-проигрыватели, AV-ресиверы, медиапроигрыватели и т.п. предусмотрено два цифровых входа S/PDIF - оптический (Toslink) и электрический коаксиальный (RCA).

И наконец, имеется аналоговый линейный вход с 3,5-мм разъемом mini-jack, предназначенный для подключения портативных устройств - смартфонов, MP3-плееров и т.п.

Для передачи аналогового сигнала от Xonar Essence STU на усилитель или активную АС предусмотрен линейный стереовыход, оборудованный парой разъемов RCA. Они имеют цветовую маркировку и разнесены на достаточно большое расстояние, что позволяет без проблем подключать даже толстые межблочные кабели со штекерами в массивных корпусах.

Наушники подсоединяются к четвертьдюймовому гнезду на передней панели. Переходник из комплекта поставки позволяет подключить модели, оборудованные 3,5-мм разъемом mini-jack.

Настройка

Включается Xonar Essence STU нажатием кнопки питания. Отдельного индикатора включения питания в этой модели не предусмотрено. Готовность устройства к работе можно определить по горящим индикаторам выбранного входа и режима работы усилителя для наушников.

Выбор источника сигнала осуществляется путем циклического переключения соответствующей кнопкой на передней панели; над названием активного входа загорается световой индикатор.

При подключении внешнего оборудования по интерфейсу S/PDIF устройство поддерживает работу со стереофоническим цифровым потоком, имеющим частоту дискретизации 44,1; 48; 96 либо 192 кГц и разрядность 16 либо 24 бита. В случае работы с ПК по интерфейсу USB помимо перечисленных режимов возможно также воспроизведение потока с частотой дискретизации 88,2 и 176,4 кГц. Все режимы поддерживаются ASIO-драйвером, который позволяет задействовать функцию Bit Perfect.

В иерархии системных устройств
Xonar Essence One отображается как выход
обычного звукового адаптера

Одной из особенностей данной модели является возможность выбора одного из двух режимов работы усилителя для наушников. Режим L (low gain) предназначен для наушников с низким импедансом (до 32 Ом), а режим H (high gain) - для моделей с высоким импедансом. Переключение осуществляется при помощи рычажка на задней панели и только при отключенных наушниках. Обозначение выбранного режима подсвечивается световым индикатором.

Регуляторы уровня сигнала на линейном выходе и усилителя для наушников работают независимо. Как уже упоминалось, регулятор линейного выхода можно отключить при помощи джамперов на печатной плате.

При подключении Xonar Essence STU к компьютеру необходимо установить драйвер с прилагаемого компакт­диска (либо загруженный с веб­сайта производителя).

Утилита Xonar Essence STU Audio Device
позволяет узнать версию прошивки и драйвера

Процедура установки драйвера не заняла много времени, однако после ее завершения потребовалось перезагрузить ПК. В иерархии системных устройств Xonar Essence One отображается как выход обычного звукового адаптера.

Как и во многих современных устройствах, в Xonar Essence STU предусмотрена возможность обновления прошивки. Узнать версию микропрограммы, которой оснащено устройство, можно при помощи утилиты Xonar Essence STU Audio Device, которая устанавливается вместе с драйвером. Свежую версии прошивки и утилиту для ее обновления можно загрузить с веб­сайта ASUS.

Прослушивание

Для оценки звучания Xonar Essence STU была использована подборка записей разных жанров, представленных как на физических носителях (компакт­дисках формата AudioCD), так и в виде файлов lossless-форматов (FLAC, APE, WAV) с различной точностью представления аудиоданных (44,1; 88,2; 96; 176,4 кГц/24 бита). Воспроизведение аудиофайлов на ПК осуществлялось при помощи программного проигрывателя AIMP 3.51 через ASIO-драйвер.

Помимо компьютера были задействованы два внешних источника сигнала - CD-проигрыватели NAD C521i и Yamaha CDX-397, подключенные соответственно к электрическому коаксиальному и оптическому входам Xonar Essence STU.

Аналоговый сигнал с линейного выхода Xonar Essence STU транслировался на вход усилителя NAD 310, который, в свою очередь, был подключен к акустической системе B&W DM302. Для проверки возможностей встроенного усилителя для наушников были использованы две модели: компактные AKG K451 (импеданс - 32 Ом) и полноразмерные Sennheiser HD 580 Precision (300 Ом).

Описывая особенности звучания Xonar Essence STU, прежде всего следует отметить точную передачу динамических нюансов и тембральной окраски акустических инструментов, а также максимально четкий и выверенный бас без малейшего намека на излишнюю агрессию. Впрочем, при использовании наушников многое зависит от особенностей выбранной модели. Например, имевшиеся в нашем распоряжении компактные AKG K451 имеют склонность к преувеличению низкочастотной составляющей и, таким образом, позволяют удовлетворить запросы любителей мощного баса даже без частотной коррекции.

Несомненным достоинством Xonar Essence STU является отличная передача пространственных особенностей стереозаписей, в частности ширины и глубины звуковой сцены. Кроме того, нельзя не обратить внимания на поистине ювелирную точность локализации источников звука. При прослушивании некоторых записей (таких, например, как альбом «Love Over Gold» группы Dire Straits) звук просто завораживает.

Еще одно крайне ценное (с точки зрения меломанов) качество Xonar Essence STU - способность максимально полно и наглядно демонстрировать слушателю различия и нюансы разных записей. Мы смогли в полной мере оценить эту особенность в процессе прослушивания композиций из сборника «The Blue Box - Blue Note’s Best».

Если попытаться охарактеризовать звучание Xonar Essence STU одним словом, то, пожалуй, наиболее точным будет определение «комфортное». Суммируя впечатления от прослушивания, можно уверенно констатировать, что по качеству звучания это устройство как минимум не уступает лучшим моделям внутренних звуковых карт линейки Xonar Essence (в частности, Xonar Essence ST и Xonar Essence STX), а кое в чем и превосходит их. Естественно, что в сравнении со «старшим братом» (Xonar Essence One) модель Xonar Essence STU немного проигрывает, что вполне логично, учитывая разницу в цене и менее изысканные схемотехнические решения.

Заключение

Подведем итоги. Устройство Xonar Essence STU обеспечивает великолепное качество звука как при подключении к внешнему усилителю, так и при использовании наушников. Благодаря возможности замены операционных усилителей имеется возможность тонкой настройки характера звучания. Наличие двух типов цифровых входов обеспечивает совместимость с большинством бытовых воспроизводящих устройств. Небольшие, но удобные регуляторы с плавным ходом обеспечивают максимально точную настройку громкости даже в начале шкалы. Встроенный усилитель для наушников с двумя режимами работы обладает огромным запасом мощности.

Компактный и легкий корпус Xonar Essence STU не займет много места на полке или в стойке с оборудованием, а в особо стесненных условиях его можно установить вертикально на штатной подставке. Кроме того, при необходимости это устройство без труда уместится в сумке с ноутбуком. Разъемы на задней панели расположены с достаточно большими интервалами, что обеспечивает удобство подключения и отключения кабелей. Отдельно стоит отметить великолепный дизайн в стиле винтажных Hi-Fi-компонентов.

Что касается недостатков, то весьма спорным решением является внешний импульсный блок питания. Это идет вразрез с устоявшимися представлениями о питании качественных звуковых устройств, которые, как правило, оснащаются встроенными трансформаторными блоками.

Есть и пара менее значительных претензий. Как нам представляется, гнездо для подключения портативных устройств было бы логичнее разместить на передней панели. Кроме того, вызывает недоумение необходимость обязательного отсоединения наушников для переключения режима работы обслуживающего их усилителя.

Конечно, в сравнении со старшей моделью Xonar Essence STU выглядит компромиссным решением. Однако после близкого знакомства с этим устройством у нас не осталось и тени сомнения в наличии у него той самой «сущности», которая, образно говоря, является фирменной ДНК моделей семейства Xonar Essence. А если изучить ассортимент доступных на данный момент устройств подобного типа, то вряд ли удастся найти за те же деньги что­либо с таким же набором функциональных возможностей и сопоставимым качеством звучания. Именно поэтому мы решили отметить Xonar Essence STU знаком «Редакция рекомендует» как отлично сбалансированное устройство, позволяющее органично интегрировать компьютер в домашнюю аудиосистему.

Редакция выражает благодарность российскому представительству компании ASUS (http://www.asus.com/ru) за предоставленное устройство Xonar Essence STU.

Два года назад мы опубликовали обзор топового на тот момент внешнего ЦАП (цифро-аналогового преобразователя) ASUS - Xonar Essence One, который имел отличные характеристики и впервые позволил компании засветиться в качестве производителя «полноценного» Hi-Fi. Сегодня мы расскажем вам о более доступной, но от этого не менее интересной модели - Xonar Essence STU, в котором применяются сразу несколько интересных технических решений.

В отличие от Xonar Essence One, который отличался (прямо скажем) оригинальным дизайном и поэтому плохо смотрелся в составе стойки с блочной аудиоаппаратурой, Xonar Essence STU имеет более привычную внешность. По ширине он ровно вдвое меньше «хайфайного» стандарта 430 мм, в комплекте поставляется специальная подставка, позволяющая установить ЦАП вертикально. Питается устройство от небольшого внешнего импульсного блока питания - очень похожие поставлялись в комплекте с некоторыми нетбуками ASUS.

Органов управления у Xonar Essence STU немного: две кнопки (питание и выбор источника) и два регулятора громкости (один для линейного выхода, второй - для выхода на наушники). Есть ещё переключатель коэффициента усиления для наушников, расположенный сзади. Там же находятся линейный выход, цифровые входы (оптический, коаксиальный, USB) и аналоговый выход, наличие которого позволяет использовать Xonar Essence STU как аналоговый предусилитель/усилитель для наушников.

Внутри у устройства интересный набор компонентов: за приём сигнала S/PDIF отвечает цифровой ресивер TI PCM9211, за работу с интерфейсом USB - CM6631A. По шине USB ЦАП работает в асинхронном режиме, для реклока сигналов и борьбы с джиттером используется микросхема CS2000 и сразу три кварцевых резонатора. Непосредственно для цифро-аналогового преобразования применён один из топовых на данный момент чипов TI PCM1792A, поддерживающий частоту дискретизации вплоть до 192 кГц и разрядность до 24 бит. Также в звуковых цепях применены очень качественные «звуковые» операционные усилители National LME49600 и LM4562.

Линейный выход у ASUS Xonar Essence STU может работать в двух режимах - с регулируемым и нерегулируемым уровнем. Если вы планируете использовать ЦАП с внешним интегральным усилителем, лучше выбрать второй вариант (первый удобен при подключении к активной акустике с неудобно расположенным регулятором громкости - например, к студийным мониторам ближнего поля). Точно так же есть возможность включения и отключения режима DC Servo, который убирает постоянную составляющую на выходе устройства и предотвращает какие-либо «хлопки» при его включении/выключении. На практике большая часть усилителей имеет на входе фильтрующие конденсаторы, которые прекрасно справляются с постоянной составляющей. Посторонних звуков при включении/выключении я тоже не заметил, так что режим DC Servo смело можно оставлять выключенным. Кстати, по умолчанию устройство сконфигурировано именно описанным выше образом: с нерегулируемым линейным выходом и выключенным DC Servo. Переключаются эти режимы при помощи перемычек, расположенных внутри корпуса.

Качество звука, выдаваемого Xonar Essence STU, можно назвать отличным, этот ЦАП вполне способен потягаться с большей частью источников (CD-проигрыватели, сетевые музыкальные плееры) в своём и даже более высоком ценовом диапазоне. Усилитель для наушников также выдаёт отличный звук, хотя за счёт сравнительно высокого выходного сопротивления (около 10 Ом) при использовании наушников с небольшим импедансом, особенно вставных моделей, будет наблюдаться определённый недостаток низких частот. С высокоомными наушниками подобных проблем не наблюдается, что и было проверено при помощи 300-омных Sennheiser HD650.

Xonar Essence STU распознаётся как стандартное аудиоустройство всеми операционными системами, но воспроизвеедние звука с частотой дискретизации выше 48 кГц возможно только после установки драйверов, которые, разумеется, есть только для Windows. Так что пользователи других операционных систем не смогут использовать все возможности рассматриваемого ЦАП.

С точки зрения стоимости ближайшим конкурентом Xonar Essence STU является Teac UD-H01, который обладает более широким набором возможностей (включая балансный аудиовыход), при этом в нём используются комплектующие более высокого класса (32-битный ЦАП PCM1795, аудиофильские операционные усилители MUSES, встроенный линейный блок питания вместе внешнего импульсного). Если разница в 800 гривен для вас не является критичной, стоит отдать предпочтение продукту Teac, в противном случае ASUS Xonar Essence STU станет отличной покупкой.

3 причины купить ASUS Xonar Essence STU:

  • отличное качество звука;
  • большое количество входов, возможность использования в качестве полноценного предусилителя;
  • прекрасная работа с высокоомными наушниками.

2 причины не покупать ASUS Xonar Essence STU:

  • неидеальная совместимость с низкоимпедансными наушниками;
  • неполноценная работа с Mac OS X и Linux.
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то