Сии сферы использования языка пролог. "пролог" - язык программирования или основа искусственного интеллекта

Цель урока: Знакомство с историей языка программирования Prolog, основы работы с компиляторами


Prolog (Pro gramming in log ic) — это язык высокого уровня, не алгоритмический, предназначенный для написания программ с использованием концепций и методов .

История

Пролог был разработан в Марсельском университете во Франции Алэном Колмероэ и другими членами «группы искусственного интеллекта» в 1973 году. Данная команда энтузиастов разработала программу, предназначенную для доказательства теорем. Написана она была на Фортране, и использовалась при построении систем обработки текстов на естественном языке. Работала программа довольно медленно и назвалась Prolog (от Programmation en Logique на франц.). Программа послужила прообразом Пролога.

Язык логического программирования prolog — , что означает, что программа, написанная на нем, выглядит как набор логических описаний, определяющих цель, ради которой она и написана .

В основе Пролога лежит раздел математической логики, называемый исчисление предикатов . Его базис составляет процедура доказательства теорем методом резолюции для хорновских дизъюнктов .

Логика предикатов - это простейший способ объяснить, как «работает» мышление.

По сути, Prolog представляет собой не столько язык для программирования, сколько средство для описания данных и логики их обработки. Поскольку язык не алгоритмический, то и программа на Прологе не содержит явных алгоритмических конструкций типа условных или циклических операторов, т.е. не является программой в классическом понимании. Написанная на Прологе, она представляет собой модель фрагмента предметной области на решение проблемы которой и направлена задача. Само решение задачи записывается не в терминах компьютера, как это принято в , а в терминах предметной области решаемой задачи, по сути, в духе .

Пролог включает механизм вывода, который основан на сопоставлении образцов, с помощью подбора ответов на запросы он извлекает хранящуюся (известную) информацию.

Области применения языка Prolog и декларативных языков в целом

  • Реализация систем искусственного интеллекта.
  • Создание экспертных систем и оболочек экспертных систем.
  • Разработка систем помощи принятия решений.
  • Разработка систем обработки естественного языка.
  • Построение планов действий роботов.
  • и т.п.

Особенности языка

  • Описание проблемы и правил ее решения.
  • Нахождение всех возможных решений с помощью механизма поиска с возвратом (backtracking).
  • Легкий синтаксис.

Версии и компиляторы

На сегодня существует довольно много реализаций Пролога. Но самый первый компилятор языка был создан Уорреном и Перейрой в 1977 году в Эдинбурге, компилятор предназначался для ЭВМ DEC–10. Тот самый компилятор, известный как реализация под названием «эдинбургская версия», фактически стал первым и единственным стандартом языка и послужил прототипом для многих последующих реализаций Пролога. Интересным фактом является то, что компилятор был написан на самом Прологе.

Изучать Пролог без привязки к конкретной его версии не совсем целесообразно. Версий Пролога очень много, но мы выберем наиболее известную в России и довольно эффективную версию Пролога - Турбо Пролог . Начинала разработку версии (реализации) фирма Borland International совместно с датской компанией Prolog Development Center (PDC ). Первая версия вышла в 1986 году. Последняя совместная версия 1988 года вышла под номером 2.0.

Рис. 1. Сайт центра разработки Prolog (Prolog Developement Center)

Остальные версии начиная с 1990 года, когда PDC получила монопольное право на Турбо Пролог, продвигались под названием PDC Prolog.

Таким образом, в 1992 году вышла версия PDC Prolog 3.31, а в 1996 году, при участии группы питерских программистов, PDC выпустила систему Visual Prolog 4.0, у которой много достоинств, но мы не будем на них останавливаться.

Для работы мы выберем самый простой компилятор TPtolog (Турбо Пролог).

К достоинствам Турбо Пролога относится возможность присоединять к программе на этом языке процедуры, написанные на Паскале, Си , Фортране или ассемблере.

Для работы в Tprolog с 68 битной системой необходимо использовать программу для эмуляции DOS (например, dosbox).

Алгоритм работы с программой следующий:

  • запуск dosbox
  • mount c c:\dos\TProlog
  • c: => enter
  • prolog => enter
  • Набор кода программы в редакторе «notepad++» и сохранение с расширением.PRO в папке tprolog\labs

Работа в Tprolog

Горячие клавиши и основные команды:

  • F10 , Esc — переход в главное меню.
  • Esc — выход из текущего пункта / отмена.
  • Меню Edit — переход к редактированию кода.
  • Меню Files -> New File — создание нового файла.
  • Меню Compile -> Memory -> Меню Run — компиляция и запуск программы.

При работе в tprolog иногда возникают нестандартные ситуации, когда программа не реагирует на нажатия клавиш. Если не открывается какой-либо пункт меню – то надо несколько раз нажать клавишу i .

Запуск программы осуществляется :

  1. Через написание раздела GOAL и запуска программы в меню compile и run .
  2. Работа с окном DIALOG (в таком случае раздел GOAL в программе не нужен).

Запуск программы при использовании раздела GOAL

  • Compile — компилируем
  • Run — запускаем
  • Esc – выход в меню


Работа с окном dialog

  • Команда Run .
  • Окно dialog .
  • Запрос в виде: postroil (jack,house) .

Раздел Goal программы нельзя использовать, если работа осуществляется в окне dialog

Чем же он удивительный? Я знаю пару десятков языков и для меня не проблема изучить еще один новый, я просто уже не вижу необходимости.

Пролог - уникален. Это единственный язык представляющий парадигму декларативного программирования; это язык, который имеет сотни различных имплементаций, но они все равно называются Prolog, добавляя лишь префиксы и суффиксы к названию; это живой язык в котором не происходит никаких существенных изменений более 20 лет; это, наверное, единственный настолько популярный язык программирования, который не имеет применения в реальном программировании. Почему же Prolog?

Пролог - уникален по своей природе, он появился благодаря счастливому совпадению (таинственному устройству мира). Когда-то в 60-х годах очень бурно развивалась теория автоматического доказательства теорем и Робинсоном был предложен алгоритм резолюций, который позволял доказать любую верную теорему (вывести из аксиом) за конечное время (за какое не известно). Как оказалось позже, это наилучшее решение общей задачи, невозможно доказать теорему за ограниченное число операций. Простыми словами, алгоритм представляет собой обход (в общем случае бесконечного) графа в ширину, естественно, что предсказуемость работы алгоритма практически равно 0, соответственно для Языка Программирования - это абсолютно не подходит. И в этот момент Кальмэроу нашел блестящее сужение задачи, благодаря которому доказательство некоторых теорем выглядело как процедурное исполнение программы. Стоит отметить, что класс доказуемых теорем достаточно широк и очень хорошо применим для класса программируемых задач. Вот так в 1972 появился Prolog.

В этой статье я попытаюсь рассказать о Prolog как инструменте решения общих логических задач. Этот топик будет интересен тем, кто уже владеет синтаксисом Prolog и хочет понять его изнутри, а также тем, кто абсолютно не владеет синтаксисом языка, но хочет понять его «изюминку» не тратя лишнее время на изучение синтаксических конструкций.


Главной чертой Prolog является то, что его можно легко читать, но очень тяжело писать, что принципиально отличается от всех mainstream языков, которые так и говорят писать стало еще легче еще один шаг и можно будет писать на планшете, перетягивая рабочие модули как друзей в Google+ , от этого все мы знаем очень сильно страдает само качество кода. Вроде бы каждая строчка понятна, но как система работает за гранью понимания даже для разработчиков, как говорится наиндусили. Мне кажется во всех книгах по обучению Prolog, делают одну и ту же ошибку, начиная рассказ о фактах, отношениях, запросах и у человека складывается отношение к языку как к Экспертной Системе или Базе Данных. Гораздо важнее научится правильно читать программы и почитать так с десяток:)

Как правильно читать программы на прологе

Читать программы очень просто, так как в языке очень мало специальных символов и ключевых слов и они легко переводятся на естественный язык. Главная ошибка программиста, что он хочет сразу представить как программа работает, а не прочитать, что программа описывает, поэтому мне кажется обучить незатуманенный мозг обычного человека, гораздо проще чем програмиста.
Понятия
В языке существует 2 понятия предикаты (условия) и объекты (они же переменные и термы). Предикаты выражают некоторое условие, например объект зеленый или число простое, естественно что условия имеют входные параметры. Например green_object(Object) , prime_number(Number) . Сколько в предикате параметров, такова и арность предиката. Объектами - являются термы, константы и переменные. Константы - это числа и строки, переменные - выражают неизвестный объект, возможно искомый, и обозначаются как строчки с большой буквы. Оставим пока термы и рассмотрим простейшую программу.
Программа
Программа - это набор правил, вида Если условие1 и условие2 и… то верно условие. Формально эти правила объединяются через И, но противоречие получить невозможно, так как в Прологе отсутствует логическое отрицание, а в связке То может присутствовать только один предикат (условие).

A:- B_1, B_2. % правило читается как: Если B_1 и B_2, то A
нечетное_простое(Число) :- простое(Число), нечетное(Число).
% Если "Число" - простое и нечетное, то "Число" - нечетное_простое

Как видно имя переменной имеет область видимости - это правило. Математически верно, правило звучит: для любой переменной - «Число», если оно простое и нечетное, то оно простое_нечетное. Аналогично, можно перефразировать так: Если существует «Число», что оно нечетное и простое, то оно нечетно_простое. Поэтому имя переменной очень важно! Если в левой части (до:-) заменить Число на Число2, то правило поменяет смысл: Для любого Число2 и Число, если Число - простое и нечетное, то Число2 - простое нечетное. Получается все числа простые_нечетные! Это самая распространенная ошибка в Прологе.

A:- B_1, B_2. % правило читается как: Если B_1 и B_2, то A нечетное_простое(Число) :- простое(Число), нечетное(Число). % Если "Число" - простое и нечетное, то "Число" - нечетное_простое

Пример - совершенные числа
совершенное_число(Ч) :- число(Ч), сумма_делителей_без_числа(Ч, СуммаДелителей), равно(СуммаДелителей, Ч). совершенное_число(1). равно(Объект, Объект). сумма_делителей_без_числа(1, 1). сумма_делителей_без_числа(Число, Сумма) :- число_предыдущее(Число, Предыдущее), сумма_делителей_числа_до_числа(Число, Сумма, Предыдущее). сумма_делителей_числа_до_числа(Число, 1, 1). сумма_делителей_числа_до_числа(Число, Сумма, Делитель) :- делится_на(Число, Делитель), число_предыдущее(Делитель, Предыдущее), сумма_делителей_числа_до_числа(Число, СуммаПред, Предыдущее), сложить(СуммаПред, Делитель, Сумма). сумма_делителей_числа_до_числа(Число, Сумма, Делитель) :- не_делится_на(Число, Делитель), число_предыдущее(Делитель, Предыдущее), сумма_делителей_числа_до_числа(Число, Сумма, Предыдущее).

Для начала формально прочитаем, что означают правила:

  1. Если «Ч» - число и для «Ч» и «СуммаДелителей» выполняется условие сумма_делителей_без_числа, проще говоря СуммаДелителей есть сумма делителей числа «Ч», и «Ч» равно «СуммаДелителей», то «Ч» совершенное число.
  2. 1 - совершенное число. Правила могут не иметь условий, в этом случае они называются фактами.
  3. Всякий объект «О» равен «О». В принципе существует, стандартный предикат "=", но можно вполне заменить на свой.
  4. Факт сумма_делителей_без_числа 1 равна 1.
  5. Если сумма делителей «Число» до предыдущего числа «Число» равна «Сумма», то это и есть сумма_делителей_без_числа. Таким образом выражается, сумма делителей X меньше либо равных Y, так как X делится на X, поэтому берем Y = X - 1.
  6. Далее 3 предиката определяют сумму делителей число меньше либо равных Y (Делитель), 1-й случай Y равное 1, 2-й случай Число делится на Y, тогда сумма_делителей(X, Y) = сумма_делителей(X, Y-1) + Y, и 3-й случай Число не делится на Y, тогда сумма_делителей(X, Y) = сумма_делителей(X, Y-1).
Программа - как набор определений
Существует второй способ прочтения данных правил, менее математический и более естественный, основанный на «определениях». Можно заметить, что в Прологе все правила слева (в части то) содержат только одно условие, что по сути является «определением» это условия.
Например, 1-ое правило определение совершенных чисел. «Ч» совершенное число, когда «Ч» число и сумма делителей «Ч» равна «Ч». Одинаковые предикаты группируются по имени объединяясь условием «или». То есть к определению можно добавить: «Ч» совершенное число, когда.., или когда «Ч» - это 1.

Данный способ чтения широко применяется, так как позволяет объединять предикаты в однородные группы и помогает понять, в каком же порядке интерпретатор раскручивает предикаты, для того, чтобы
проверить истинность некоторого утверждения. Например, очевидно, что если предикат не имеет ни одного определения, то доказать истинность утверждения с ним невозможно. В примере № 1 не имеет определения предикат «делится_на».

Интересный факт, что в Прологе нет ни циклов, ни присвоения переменных, ни объявления типов, а если вспомнить еще про термы и отсечение, то язык становится алгоритмически полным.

Термы
Термы имеют рекурсивное определение, как именованная совокупность объектов. Терм = "имя"(объект, объект, ...), пример person("Name", "Surname"), "+"(1, 2), person(address("Некоторый адрес"), surname("Фамилия"), phone("Телефон")) . Если рассматривать терм, как математическое понятие, то терм является функцией, а точнее функтором, то есть "+"(1, 2) - означает, что существует такой объект, который равен 1+2. Это абсолютно не означает, что 1+2 = 3, в Прологе - это выражение неистинно, точно так же как и в группе остатков по модулю 2, там 3 вообще не существует. Опять же с математической точки зрения Переменные связываются словом Для Всех, а если в утверждении необходимо слово существует то, для этой цели применяется терм (функтор). Для любого числа существует число-факториал:- factorial(X, fact(X)).

С точки зрения программирования терм можно объяснить гораздо проще: терм - это объект с набором атрибутов, атрибуты могут быть другими термами или константами или переменными (то есть не определены). Главное отличие, все объекты в Prolog immutable, то есть менять атрибуты в них нельзя, зато есть специальное состояние - переменная.

Пример - целочисленная арифметика
нат(0). нат(число(Число)) :- нат(Число). плюс(0, Число, Число). плюс(число(Ч1), Ч2, число(Рез)) :- плюс(Ч1, Ч2, Рез). умножить(0, Число, 0). умножить(число(Ч1), Ч2, Рез2) :- умножить(Ч1, Ч2, Рез), плюс(Рез, Ч2, Рез2).
  1. Определение свойства нат (натуральное число). 0 - натуральное число, если Число натуральное, то существует объект число(Число), которое тоже является натуральным. Математически терм «число» выражает функцию +1, с точки зрения программирования «число» рекурсивная структура данных, вот ее элементы: число(0), число(число(0)), число(число(число(0))).
  2. Отношение плюс - 0 + Число = Число. Если Ч1 + Ч2 = Рез, то (Ч1+1) + Ч2 = (Рез+1).
  3. Отношение умножить - 0 * Число = 0. Если Ч1 * Ч2 = Рез и Рез + Ч2 = Рез2, то (Ч1+1) * Ч2 = Рез2.
Очевидно эти утверждения верны для обычной арифметики, но почему тогда мы не включили такие же очевидные как Число + 0 = Число. Ответ простой: избыточность очень плохо для любого определения. Да, это может помогать вычислениям, своеобразная преждевременная оптимизация, но побочными эффектами могут быть противоречия в определениях, неоднозначный вывод утверждения, зацикливание интерпретатора.

Как Prolog понимает предикаты и как доказывает утверждения

Конечно чтение программ, помогает ощутить стиль Пролог, но не делает понятным для чего и как данные определения могут использоваться. Полноценной программой, примеры приведенные выше, назвать нельзя так как не хватает входной точки. Входной точкой в Пролог является запрос, аналог запроса к базе данных SQL или аналог вызова главной функции в функциональном программировании. Примеры запросов: нат(Число) - найти натуральное число, плюс(0, 0, Результат) - найти результат сложения 0 и 0 в переменной Результат, нат(0) - проверить является ли 0 натуральным числом и др.

Конечно, результаты запросов не трудно предсказать из логических соображений, но крайне важно понять, как программа их получила. Все-таки Пролог не черный ящик, а язык программирования, и в отличие от базы данных, где строится SQL-план и запрос может выполняться по-разному на разных Базах данных, Пролог имеет вполне определенный порядок выполнения. Дело в том, что в Базе данных мы вполне знаем какой ответ мы хотим получить исходя из данных в таблице, к сожалению глядя на Пролог программы достаточно сложно сказать, какие утверждения логически выводимы, поэтому понять как работает Пролог интерпретатор гораздо проще.

Рассмотрим на примере запроса плюс(0, 0, Результат) :
1. Находим совпадение (своеобразный pattern-matching, резолюция) данного запроса с левой частью одно из правил. Для данного запроса плюс(0, Число, Число). Соотнесем поочередно все аргументы запроса с правилом и получим: 0 = 0, 0 = Число, Результат = Число. В этих уравнениях участвуют 2 переменные (Число и Результат), решив их мы получаем, что Число = Результат = 0. Так как у данного правила нет условий, мы получили ответ на заданный вопрос. Ответ: да и Результат = 0.

Запрос нат(Число) :
1. Находим 1-е совпадение с правилом, правило нат(0), решая уравнения по соответствию, проще говоря находя резолюцию, мы получаем Число = 0. Ответ: да и Число = 0.

Запрос плюс(Результат, 0, число(0)) :
1. Находим резолюцию с правилом плюс(0, Число, Число): Результат = 0, 0 = Число, число(0) = Число, но (!) Число = 0 = число(0) - не возможно так как 0 совпадает число(0). Следовательно ищем резолюцию со следующим правилом.
2. Находим резолюцию с правилом плюс(число(Ч1), Ч2, число(Рез)), получаем число(Ч1) = Результат, Ч2 = 0, число(Рез) = число(0), отсюда Рез = 0. У этого правила, есть условия которые мы должны проверить, учитывая результаты резолюции (значения переменных), плюс(Ч1, Ч2, Рез) -> плюс(Ч1, 0, 0). Запоминаем значение переменных в стеке и формируем новый запрос плюс(Ч1, 0, 0)
3*. Решая запрос плюс(Ч1, 0, 0) находим резолюцию с плюс(0, Число, Число) и получаем Ч1 = 0 и Число = 0.
4. Возвращаемся по стеку к предыдущим переменным Результат = число(Ч1) = число(0). Ответ найден число(0). Соответственно сейчас пролог машина решила уравнение X + 0 = 1.

Грамотное составление правил на языке Пролог, очень сложная штука, но если их составить компактно, то можно получать не только прямые ответы и решения, но и обратные.

Пример запроса плюс(Число, Число, Число) : ответ да, Число = 0.

Пример запроса плюс(0, 0, 0) : ответ нет, при первой же попытке все резолюции не выполняются.

Пример запроса плюс(Число, Число, число(Число)) : ответ да, Число = 1. Решение уравнения X + X = X + 1.

Попробуйте провести вывод для умножить(Число, число(0), число(0)), для этого потребуется 2 раза заносить в стек переменные и вычислять новый запрос. Суть Пролог машины такова, что вы можете отказаться от 1-го результата, тогда Пролог вернется к предыдущему состоянию и продолжит вычисление. Например запрос нат(Число) , сначала применит 1-е правило и выдаст 0, а затем применит 2-е правило + 1-е правило и выдаст число(0), можно повторить и получить бесконечную последовательность всех натуральных чисел. Другой пример, запрос плюс(Число, число(0), Число2) , будет выдавать последовательность всех пар решения уравнения X + 1 = Y.

Заключение

К сожалению, разумный размер топика, не дал мне подобраться к главной теме, а именно к решению сложных логических задач на языке Пролог, не обладая стратегией их решения. Большие куски кода на Прологе могут отпугнуть не только начинающих, но даже опытных программистов. Цель данной статьи показать, что программы на Прологе могут простым образом читаться на естественном языке , а также исполняться простейшим интерпретатором .
Главная особенность Пролога - это не черный ящик и не библиотека, который решает сложные логические задачи, в Mathematica можно ввести алгебраическое уравнение и она выдаст решение, но последовательность выполняемых шагов - неизвестна. Пролог не может решать общие логические задачи (у него отсутствует логическое «или» и «отрицание»), иначе бы его вывод был недетерминированный как линейной резолюции. Пролог - это золотая середина, между простым интерпретатором и машиной для доказательства теорем, сдвиг в любую сторон приводит к потери одного из свойств.

В следующей статье я бы хотел рассказать, как решаются задачи сортировки, о последовательности переливаний, Miss Manners и другие известные логические задачи. Для тех, кто почувствовал себя неудовлеторенным хочу предложить следующую задачу (решившему первым приз ):
Написать предикат , который бы генерировал, бесконечную последовательность натуральных чисел, начиная с 3. Это должны быть стандартные числа в Прологе, операции над которыми выполняются при помощи предиката is: X is 3 + 1 => X=4.

И рассмотреть решения простейших задач на Прологе.

Прежде, чем начинать, хотелось бы кратко ответить на злободневные вопросы от хабрачитателей:
- Где реально используется Пролог?
- Такие проекты существуют, некоторые приводились в комментариях к 1-й статье. Важно что, большинство программистов пишут на Прологе не от безвыходности, а от того, что им нравится Пролог. В конце концов Пролог не может использоваться для любой задачи, такой создание UI или манипулирование с файлами.

Почему таких проектов мало?
- Потому что программистов владеющих Пролог крайне мало, не только потому что люди не изучали его, а потому что недоизучали для написания полных программ. Главная же причина, что люди недостаточно четко понимают в каких ситуациях лучше всего его использовать. Часто можно видеть, что ярые сторонники Пролога, пишут на нем все, включая обработчиков клавиатуры и мыши, из-за чего код получается еще хуже, чем на С.

Почему нет сообщества Пролога?
- Оно есть. Такова специфика языка, что он очень полюбился в академической среде (большинство Prolog систем пишутся в различных университетах и наоборот практически любой университет пишет свой Пролог), из-за этого можно сказать страдает и применимость языка. Стоит отметить, что сообщество небольшое, но очень лояльное: практически все известные языки нашли свое отражение в современных языках (Lisp, ML -> F#, Scala; Smalltalk -> Java, Scala (агенты), скриптовые -> Ruby), в отличие от Пролог.

Думаю на этом хватит философских рассуждений и можно приступить к реальным примерам:)

В конце как обычно ожидает задача на приз.

Пример №1 - поиск совершенных чисел

Для этого примера нам понадобится предикат is/2. X is 3 + 1 * 2 - вычисляет выражение справа и заносит в переменную слева, это не присваивание (!), а утверждение что X = 7. Проще говоря фраза X = 7, X = 3 - не имеет решения потому как X не может быть одновременно 7 и 3.
Так же нам понадобится решение задачи из предыдущего топика. Задача была написать предикат, который бы генерировал все натуральные числа подряд, вот решение:
ints(0). ints(X) :- ints(Y), X is Y + 1.
На самом деле это декларативная версия стандартного предиката integer/1, который проверяет, что аргумент целое число. Проблема стандартного предиката, что он работает правильно для запроса:- integer(1) и не работает для запроса integer(X).

Задача : написать программу, которая бы находила все совершенные числа.
Решение очевидно, пробегаем по всем целым числам и проверяем не являются ли они совершенными, эта стратегия очень хорошо применима к императивным языкам, мы и сами не замечаем, как сразу же ищем алгоритм поиска решения, а не анализируем задачу. В Прологе мы должны не пытаться описать поиск решения задачи, а пытаться описать постановку задачи, чтобы сделать это руководствуйтесь правилом:

Не пытайтесь описать инструкции поиска решения, предположите, что вы уже нашли решение, а ваша задача только проверить, что решение найдено.

Как ни странно, но это стратегия прекрасно работает.
%% Декларативное определение натуральных чисел ints(0). ints(X) :- ints(Y), X is Y + 1. %% Совершенное число - это 1) натуральное число 2) сумма делителей равна числу perfect_number(X) :- ints(X), Y is X - 1, calculatesum_divisors_till(Sum, X, Y), Sum = X. %% Проверка суммы делителей 1-й аргумент Сумма, 2-й - число для которого ищем делители, %% 3-е - число до которого ищем делители calculatesum_divisors_till(0, _NumberToDivide, 0). calculatesum_divisors_till(Sum, NumberToDivide, Till) :- Till > 0, Rem is NumberToDivide mod Till, Rem = 0, Ts is Till - 1, calculatesum_divisors_till(SumPrev, NumberToDivide, Ts), Sum is SumPrev + Till. calculatesum_divisors_till(Sum, NumberToDivide, Till) :- Till > 0, Rem is NumberToDivide mod Till, Rem > 0, Ts is Till - 1, calculatesum_divisors_till(Sum, NumberToDivide, Ts).

Вставляем исходный текст в файл, запускаем интерпретатор и компилируем его (через запрос:-compile("путь_к_файлу/perfect_numbers.pl"). Пишете запрос :- perfect_number(X). и интерпретатор выдает ответ, при нажатии ";" выдает следующий. Обратите внимание запрос может быть :- perfect_number(X), X > 6 . Тогда все ответы будут больше 6. Конечно программа работает не оптимально, сама проверка может быть упрощена с использованием простых делителей, попробуйте.

Пример №2 - генерация перестановок.

Для постановки и решения этой задачи нам понадобятся понятие списков. Списки не являются базовым понятиям языка, между списками можно провести прямую аналогию со связными списками в C. Вернемся к определению терма как к рекурсивной структуре данных.
%% Определим пустой список как объект nil list(nil). %% Определим список из одного элемента 1 list(t(1, nil)). %% Определим список из элементов 1, 2, 3 list(t(1, t(2, t(3, nil)))). %% Опишем к примеру процедуру поиска в списке %% 1. результат находится в голове списка (1-й элемент) %% _ - означает незначимую для нас переменную member(X, t(Y, _)) :- X = Y. %% 2. результат не первый элемент, но содержится в хвосте списка после первого элемента member(X, t(_, Tail)) :- member(X, Tail).

Как многие бы сказали обычная рекурсия и чтобы списки не выглядели как-то особенно в Прологе существует синтаксический сахар для них: nil можно записать , t(1, nil) - , t(1, t(2, nil)) - , t(1, Sublist) - , t(1, t(2, Sublist)) - . Рекомендуется пользоваться синтаксическим сахаром для списков, потому как внутреннее название термов может отличаться (чаще всего терм называется ".").
%% 1. результат находится в голове списка (1-й элемент) member(X, ). %% 2. результат не первый элемент, но содержится в хвосте списка после первого элемента member(X, [_| Tail]) :- member(X, Tail).
Вернемся к исходной задаче генерации перестановок. Все прекрасно помнят, что количество перестановок n!, но вот дай эту задачу большинству программистов и все начнут судорожно вспоминать и говорить, что писали это в школе и забыли как делается перебор. В среднем алгоритм появляется после стараний и мучений через минут 20. При знании Пролога этот алгоритм пишется за 2 минуты или не пишется вообще:)

Как же решить на Прологе? Воспользуемся правилом не поиска решения, а проверки, что решение найдено. Предикат perm(Source, Permutation) - где Source исходный список, Permutation - перестановка.

%% Если исходный список пустой то существует одна перестановка пустой список perm(, ). %% 1-й элемент перестановки должен содержаться в исходном списке, %% при чем его надо сразу исключить из оригинального списка, %% остальные элементы должны быть перестановкой перестановкой %% оставшегося оригинального списка perm(Source, ) :- member_list_exclude(Element, Source, SourceExcluded), perm(SourceExcluded, Tail). %% Проверка того, что элемент содержится в списке, а 2-й список является списком без элемента %% Название предиката member_list_exclude соответствует порядку аргументов %% 1-й - элемент, 2-й - список, 3-й - список без элементов member_list_exclude(X, , L). member_list_exclude(X, , ) :- member_list_exclude(X, L, Ls).
Запрос :-perm(, X) генерирует все перестановки. Интересно, что запросы симметричны :-perm(X, ) относительно аргументов, правда данный запрос зависает и чтобы он работал необходимо поменять member_list_exclude и perm местами в perm.

Пример №3 - генерация сочетаний.

Генерация сочетаний по простоте реализации похожа на генерацию перестановок. Нам понадобится предикат member/2 - принадлежность элемента списку. Предположим у нас есть 2 списка: 1-й исходный список, 2-й - предполагаемое сочетание, необходимо проверить правильность сочетания. Элементы сочетания располагаются в порядке исходного списка.

Member(X, ). member(X, [_|L]) :- member(X, L). comb(, ). %% Вариант 1: 1-й элемент сочетания содержится в исходном списке comb(, ) :- comb(List, Tail). %% Вариант 2: сочетание является правильным сочетанием хвоста списка, %% то есть 1-й элемент исходного списка не содержится в сочетании comb([_|List], Tail) :- comb(List, Tail).

Пример №4 - сортировка.

Данный пример рассмотрим достаточно подробно и попытаемся провести оптимизацию первичного решения. Процесс написания на Прологе выглядит следующим образом: 1) первичное описание задачи и получение переборного решения 2) логическая оптимизация перестановкой предикатов справа 3) логическая оптимизация введения упрощенных проверок или удаление лишних условий 4) введение эвристик и оптимизация отдельних случаев путем отсечений.

Вариант 1. Сортировка наивная : первый элемент отсортированного массива должен быть минимальным, остальные элементы должны быть отсортированы. Первый массив исходный, второй массив отсортированный исходный.

Sort(, ). sort(List, ) :- min_list_exclude(Min, List, Exclude), sort(Exclude, SortRest). %% Рекурсивно исключаем минимальное число, если в списке одно число исключаем его min_list_exclude(M, [M], ). min_list_exclude(Min, , ExcludeRes) :- min_list_exclude(Ms, L, Exclude), find_result(result(M, L), result(Ms, ), result(Min, ExcludeRes)). %% Дополнительный предикат для определения пары с минимальным ключом find_result(result(M, L), result(Ms, _), result(M, L)):- M < Ms. find_result(result(M, _), result(Ms, Exclude), result(Ms, Exclude)):- Ms =< M.
Можно заметить, что сложность данного алгоритма квадратичная и основная проблема в том, что мы каждый раз ищем минимальный элемент, не сохраняя при этом никакой полезной информации.
Отметим также, что мы пытаемся определить, что такое 1-й элемент отсортированного массива.

Вариант 2. Быстрая сортировка. Посмотрим на проблему со второй стороны и попытаемся определить место 1-го элемента списка в отсортированном массиве (применим рекурсию к исходному массиву).

Sort_b(, ). sort_b(, List) :- split(T, R, Less, Great), sort_b(Less, LessSort), sort_b(Great, GreatSort), append(LessSort, , List). %% Разделяем массив на 2 массива больше и меньше split(_, ,, ). split(T, ,, Great) :- M < T, split(T,R, Less,Great). split(T, ,Less, ) :- M >= T, split(T,R, Less,Great). %% Склеиваем 2 списка append(, M, M). append(, Right, ) :- append(Left, Right, Res).
Можно заметить, что мы улучшили результаты сортировки, так как быстрая сортировка заведомо быстрее пузырьковой. Для того, чтобы еще улучшить результаты, мы можем вспомнить сортировку слияниями, которая в любом случае дает O(n lg n), но к сожалению данная сортировка применима только к массивам, а не к связным списка, с которыми мы работаем. Единственный вариант использовать дополнительную структуру данных для хранения - дерево.

Вариант 3. Сортировка с использованием бинарного дерева.

Для данного вида сортировки переведем исходный список в бинарное дерево, а затем, воспользовавшись обходом дерева слева, получим отсортированный массив. Дерево будем представлять рекурсивным термом tree(Object, LeftSubTree, RightSubTree) .
sort_tree(, nil). sort_tree(, Tree) :- sort_tree(L, LTree), plus(X, LTree, Tree). %% Добавление в элемента в дерево plus(X, nil, tree(X, nil, nil)). plus(X, tree(O, L, R), tree(O, ResL, R)) :- O >= X, plus(X, L, ResL). plus(X, tree(O, L, R), tree(O, L, ResR)) :- O < X, plus(X, R, ResR). sort_t(X, Y) :- sort_tree(X, Tree), tree_list(Tree, Y). append_list(, L, L). append_list(, R, ) :- append_list(L, R, T). tree_list(nil, ). tree_list(tree(X, L, R), List) :- tree_list(L, ListL), tree_list(R, ListR), append_list(ListL, , List).

Вариант 4. Сортировка с использованием сбалансированного бинарного дерева.

Проблема использования бинарного дерева такая же как использования быстрой сортировки. Метод не гарантирует оптимальной работы. В случае бинарного дерева, дерево может быть разбалансировано и процедура добавления элемента в него может быть линейна, а не логарифмична. Специально для этого выполняются процедуры балансировки дерева, ниже для ознакомления будет приведен алгоритм с использованием АВЛ-дерева .

Sort_btree(X, Y) :- sort_tree(X, Tree), tree_list(Tree, Y). tree_list(nil, ). tree_list(tree(X, L, R, _), List) :- tree_list(L, ListL), tree_list(R, ListR), append(ListL, , List). sort_tree(, nil). sort_tree(, Tree) :- sort_tree(L, LTree), plus_tree(X, LTree, Tree). construct_tree(A, AL, AR, tree(A, AL, AR, ADepth)) :- diff(AL, AR, _, ADepth). diff(AL, AR, ADiff, ADepth) :- depth_tree(ALs, AL), depth_tree(ARs, AR), ADiff is ALs - ARs, max_int(ALs, ARs, AD), ADepth is AD + 1. max_int(A, B, A) :- A > B. max_int(A, B, B) :- A =< B. append(, L, L). append(, R, ) :- append(L, R, T). depth_tree(0, nil). depth_tree(X, tree(_, _, _, X)). plus_tree(X, nil, tree(X, nil, nil, 1)). plus_tree(X, tree(O, L, R, _), Res) :- O >= X, plus_tree(X, L, ResL), diff(ResL, R, Diff, Dep), balance_tree(tree(O, ResL, R, Dep), Diff, Res). plus_tree(X, tree(O, L, R, _), Res) :- O < X, plus_tree(X, R, ResR), diff(L, ResR, Diff, Dep), balance_tree(tree(O, L, ResR, Dep), Diff, Res). %% No rotations balance_tree(Tree, ADiff, Tree) :- ADiff < 2, ADiff > -2. %% Small right rotation balance_tree(tree(A, tree(B, BL, BR, _), AR, _), ADiff, Result) :- ADiff > 1, diff(BL, BR, BDiff, _), BDiff >= 0, construct_tree(A, BR, AR, ASubTree), construct_tree(B, BL, ASubTree, Result). %% Big right rotation balance_tree(tree(A, tree(B, BL, BR, _), AR, _), ADiff, Result) :- ADiff > 1, diff(BL, BR, BDiff, _), BDiff < 0, BR = tree(C, CL, CR, _), construct_tree(B, BL, CL, BSubTree), construct_tree(A, CR, AR, ASubTree), construct_tree(C, BSubTree, ASubTree, Result). %% Small left rotation balance_tree(tree(A, AL, tree(B, BL, BR, _), _), ADiff, Result) :- ADiff < -1, diff(BL, BR, BDiff, _), BDiff =< 0, construct_tree(A, AL, BL, ASubTree), construct_tree(B, ASubTree, BR, Result). %% Big left rotation balance_tree(tree(A, AL, tree(B, BL, BR, _), _), ADiff, Result) :- ADiff < -1, diff(BL, BR, BDiff, _), BDiff > 0, BL = tree(C, CL, CR, _), construct_tree(B, CR, BR, BSubTree), construct_tree(A, AL, CL, ASubTree), construct_tree(C, ASubTree, BSubTree, Result).
Данный пример не является достаточно выразительным для реализации на Прологе, хотя и дает представление о программах среднего объема. Для тренировки можно реализовать пузырьковую сортировку или сортировку вставками, оставим это на усмотрение читателя.

Пример №5 - Задача о переливаниях.

В качестве следующей задачи рассмотрим классическую задачу о состояниях, эта задача гораздо лучше отражает преимущества использования Пролог. Общая постановка задачи: даны некоторые емкости с водой, необходимо путем переливаний получить определенное количество воды в некоторой емкости. Для примера возьмем 3 кувшина емкостью 12 литров, 8 литров, 5 литров, наполним 1-й полностью, то есть 12 литрами и поставим задачу получить 6 литров . Для начала попытайтесь решить эту школьную задачу при помощи ручки и листка бумаги :)

Прежде чем генерировать различные алгоритмы и пытаться их применить к задаче, давайте сначала перепишем условия в терминах Пролога. Опишем емкость как терм sosud(Id, MaximumCapacity, CurrentCapacity) , состояние системы опишем как список емкостей. Пример . Теперь опишем запрос:

%% solve_pr_wo(InitialState, Goal, Steps). :- solve_pr_wo(, sosud(X, _, 6), Steps).

Обратите внимание, что Goal = sosud(_, _, 6), то есть нам не важно какой емкости сосуд главное чтобы в нем было именно 6 литров.

Теперь когда нам все известно опишем способ проверки решения, считая что шаги заданы в переменной Steps.

%% Для получения состояния не требуется ни одного шага, %% значит один из сосудов находится в списке solve_pr_wo(State, Goal, ) :- member(Goal, State). %% Первый шаг это перелить из Sosud в Sosud2 и получить состояние %% первого сосуда ResSosud, а второго ResSosud2. %% Конкретный пример шага: %% mv(sosud(1, 12, 12) -> sosud(2, 8, 0), sosud(1, 12, 4) -> sosud(2, 8, 8)). solve_pr_wo(State, Goal, ) :- %% В первую очередь проверка домена, что сосуды действительно %% содержатся в текущем состоянии и они не равны друг другу member(Sosud, State), member(Sosud2, State), not(Sosud = Sosud2), %% Осуществление самого переливания, здесь %% участвуют все 4 переменных шага mv(Sosud, Sosud2, ResSosud, ResSosud2), %% Замена состояния сосудов в списке состояний по очереди replace(Sosud, State, ResSosud, State2), replace(Sosud2, State2, ResSosud2, StateX), %% Дальнейшие шаги должны выполняться по рекурсии solve_pr_wo(StateX, Goal, Steps). %% На самом деле обычная замена элемента в списке %% replace(ElementToReplace, InList, ElementToReplaceWith, OutList). replace(S, , X, ). replace(S, , X, ) :- replace(S, L, X, Ls). %% Процедура переливания - 2 варианта %% исходный сосуд будет исчерпан или целевой наполнен %% Опустошение первого сосуда во второй mv(sosud(Id1, Max1, Current), sosud(Id2, Max2, Current2), sosud(Id1, Max1, 0), sosud(Id2, Max2, Current3)) :- Current > < Max2. %% Переливание из первого сосуда до краев второго mv(sosud(Id1, Max1, Current), sosud(Id2, Max2, Current2), sosud(Id1, Max1, Current3), sosud(Id2, Max2, Max2)) :- Current > 0, Current3 is Current2 + Current - Max2, Current3 >= 0.

Дополнения, может показаться что проверка домена необязательно, ведь если шаги по переливанию верны, то можно не проверять, что они описывают. На самом деле полнота проверки серьезно улучшает шансы программы заработать правильно. Правильнее даже сказать так, с избыточной проверкой программа работать будет, иногда даже более оптимизировано, чем без, но с недостаточной проверкой программа при некоторых входных данных будет выдавать абсолютно неправильные результаты или зависать.

Что же, описание программы написано - можно запустить. Не стоит удивляться программа не заработает, оно попросту зависнет:) Это не так плохо как может показаться, потому что если бы программа не зависла, то она выдала бы правильный ответ. Следует разобраться почему же она зависла и здесь нам на помощь придет понимание как же Пролог разворачивает правила, чтобы найти решение. На самом деле, не надо иметь голову способную запомнить до 10 точек возврата, чтобы понять, что каждый следующий раз когда solve_pr_wo -> вызывает по рекурсии solve_pr_wo, он вызывает 2 предиката member/2, которые всегда выдают одно и то же 1-й и 2-й сосуд (предикат not вызывает backtracking и не позволяет member выбрать 1-й и 1-й сосуд). То есть алгоритм постоянно переливает из 1-го во 2-й и обратно.

Для того, чтобы разрешить эту нелепость, на ум сразу приходит запретить делать одно и то же действие 2 раза, то есть иметь истории состояний и если состояние уже встречалось, то запретить его повторное попадание. Получается, что мы сужаем множество допустимых стратегий переливания, исключая повторения. На самом деле сужая множество стратегий, мы не сужаем множество допустимых состояний системы, то есть решений, что не трудно доказать.

Полная версия программа с распечаткой состояний и единственным предикатом для вызова solution:

Write_list(). write_list() :- writeln(X), write_list(L). solution:- solve_pr(, sosud(_, _, 6), , Steps), write_list(Steps). replace(S, , X, ). replace(S, , X, ) :- replace(S, L, X, Ls). %% будем считать стратегией переливания не сами шаги, а просто конечные состояния %% зная начальное и конечное состояние, не трудно догадаться, какой шаг был выполнен solve_pr(State, Goal, _, ) :- member(Goal, State). solve_pr(State, Goal, History, ) :- member(Sosud, State), member(Sosud2, State), not(Sosud = Sosud2), mv(Sosud, Sosud2, ResSosud, ResSosud2), replace(Sosud, State, ResSosud, State2), replace(Sosud2, State2, ResSosud2, StateX), %%% та самая проверка конечного состояния not(member(StateX, )), solve_pr(StateX, Goal, , Steps). %% mv(sosud(_Id, Max, Current), sosud(_Id2, Max2, Current2), ...,...). %% Опустошение первого сосуда во второй mv(sosud(Id1, Max1, Current), sosud(Id2, Max2, Current2), sosud(Id1, Max1, 0), sosud(Id2, Max2, Current3)) :- Current > 0, Current3 is Current2 + Current, Current3 =< Max2. %% Переливание из первого сосуда до краев второго mv(sosud(Id1, Max1, Current), sosud(Id2, Max2, Current2), sosud(Id1, Max1, Current3), sosud(Id2, Max2, Max2)) :- Current > 0, Current3 is Current2 + Current - Max2, Current3 >= 0.

Все теперь работает! Как упражнение можно модифицировать программу, чтобы она находила переливания за оптимальное число шагов. Можете поэкспериментировать вот на этих задачках .

Замечание : ярые сторонники императивного программирования заметят, что все, что мы сделали это перебор всех состояний с возвратами (проход в глубину), причем без использования эвристик, и будут абсолютно правы. Дело в том, что мыслить в Прологе нужно как раз не перебором, а описанием задачи и описанием проверки решения, а к императивности вычислений всегда нужно возвращаться для оптимизации, если она нужна! Двойственность природы - не минус, а плюс. Стоит также отметить, что крупные Пролог системы, очень хорошо адаптированы для поиска состояний с возвратами.

Заключение

Хотелось бы отметить, что задачи рассмотренные в данной статье являются этюдами для программирования на Прологе. Так как большинство из них занимает около 10-15 строк, то программист на Прологе в состоянии воспроизвести их по памяти при достаточном частом порешевании их. А возвращаться к ним обязательно стоит, так как это напоминает об искусстве программирования (точно так же как быстрая сортировка на C). Более сложные и более прикладные задачи для повседневного использования будут рассмотрены позже.

В конце аж 2 задачки на приз :

  1. Как известно в функциональном и логическом всячески пытаются избежать программ с side эффектами, оборачивают их в монады, придумывают специальные концепции. Стандартная проблема - это проблема внешнего мира, например, запись данных в файл, невозможно откатить запись в файл или отменить отсылку нескольких байт по сокету, а следовательно бэктрекинг будет работать не совсем корректно. Совет один - не используйте для этих целей Пролог. Но есть такие предикаты, которые очень хороши и специфичны для Пролога, но имеют side effect. Пример assert (asserta, assertz): он добавляет в базу правил (фактов) простое правило (факт). Пример assert(prime(3)) : добавляет факт, что 3 простое число и запрос :-prime(X) , теперь будет выдавать 3, даже при пустой исходной программе.

    Задача : написать декларативную версию assert , то есть при возврате программы по бэктрекингу факт не должен оставаться в памяти, а должен работать как логическое предположение.

    Пример работы : запрос c(X) должен выдавать одно число 4 для следующей программы!
    a(X) :- b(Y), X is Y + 1 . c(X) :- my_assert(b(3)), a(X). c(X) :- b(X).

  2. В классической математической логике 2 теориям уделяется гораздо больше внимание, чем всем остальным - это теория множеств и теория предикатов . Между ними существуют определенная связь, одно выражается через другое и наоборот. Например, предикат - это множество значений на которых он истинен, и наоборот множество - это предикат принадлежности. Традиционная реляционная теория баз данных оперирует множествами, а Пролог оперирует - предикатами. В общем, задача состоит в том, чтобы выразить абсолютно традиционную для теории множеств операцию - операцию взятия множества всех подмножеств .

    Задача : дан некоторый одноместный предикат a/1 (в общем случае множество элементов не ограничено, может быть бесконечно), написать предикат subset_a/1, который будет выдавать подмножества, состоящие из элементов множества a.

    Пример : запрос subset_a(X) выдает X = , X = , X = , X = (порядок не важен):
    a(1). a(2). subset_a(X) :- ....?

Спасибо за внимание.

Теги: Добавить метки

Лекция посвящена решению задач при помощи графа пространства состояний. Пространство состояний описывается в виде множества состояний – вершин графа, множества переходов от состояния к состоянию – дуг графа, множества начальных состояний и множества конечных состояний. Решение задачи представляется в виде пути на графе пространства состояний, соединяющего начальное состояние с конечным. Если пространство состояний задачи невелико, то будут находиться все оптимальные решения с помощью поиска в глубину. В задачах с большим пространством состояний будет вычисляться только одно оптимальное решение посредством поиска в ширину. К задачам применяются универсальные решатели. Состояния в разных задачах могут принадлежать различным доменам. Для запоминания наилучших среди найденных решений используется "изменяемая переменная" varM. Компилятор сам находит нужные типы. Версия Visual Prolog 7.5, еще не опубликована. Ее публикация планируется в 2014 году, но точная дата пока не известна. Сейчас всем доступна версия Visual Prolog 7.4.

Функциональные;

Процедурные;

Объектно-ориентированные;

Декларативные (реляционные).

Программа, написанная на функциональном языке , выражает алгоритм решения задачи в терминах значений, которые возвращают функции. Таким образом, программа представляет набор функций, каждая из которых возвращает только одно значение определенного типа. Работа программы (алгоритм решения задачи) представляет собой последовательный вызов функций. К функциональным языкам относится С.

Программа, написанная на процедурном языке , выражает алгоритм решения задачи в терминах действий (процедур), которые необходимо выполнить. Отличие процедуры от функции заключается в том, что процедура может возвращать любое количество значений, в том числе и ни одного. Таким образом, работа программы представляет собой последовательный вызов процедур. К процедурным языкам относятся Pascal, Basic и т.д. Следует отметить, что в любом процедурном языке имеется возможность определения и использования функций, а в функциональном - процедур (функций, невозвращающих значений - обычно определяются с модификатором void).

Программа, написанная на объектно-ориентированном языке , представляет собой набор объектов, взаимодействующих между собой посредством посылки сообщений. Каждый объект характеризуется информационной составляющей (набором атрибутов) и поведенческой (набор событий и методов). Работа программы представляет собой последовательный обмен сообщениями (вызов методов) между объектами. К объектно-ориентированным языкам относятся Object Pascal, Visual Basic, С++, Java и т.д. Следует отметить, что в любом объектно-ориентрованном языке имеется возможность процедурного программирования.

Общим для всех перечисленных категорий языков является то, что в программе описывается, что и как необходимо сделать для решения задачи, т.е. описывается последовательность решения задачи.

Программа, написанная на декларативном языке , представляет собой описание предметной области через набор отношений (англ. relation) между объектами (сущностями) и формулировку цели (задачи), которую требуется решить. В отличие от перечисленных выше языков, в такой программе нет явного описания последовательности действий, необходимых для решения задачи. Как правило, процедура поиска решения выполняется автоматически с использованием соответствующего математического или логического аппарата, лежащего в основе языка и реализованная в его конкретном интерпретаторе 1 (компиляторе 2). К декларативным языкам относятся Prolog, SQL и т.д. Таким образом, несомненным достоинством декларативных языков является концентрация внимания разработчика на том, что надо сделать, а не как.

Другая классификация языков программирования основана на стиле программирования :

- императивные – программа представляет собой последовательность операторов (команд, выполняемых компьютером), с помощью которых программист должен объяснить компьютеру, как нужно решать задачу (функциональные, процедурные и объектно-ориентированные языки программирования);

- декларативные – программа представляет собой совокупность утверждений, описывающих предметную область или сложившуюся ситуацию, с помощью которых программист должен описать, что нужно решать (найти) – поиском решения будет заниматься императивная система программирования.

Известна классификация языков программирования по их близости либо к машинному, либо к естественному человеческому языку. Те, что ближе к компьютеру, относят к языкам низкого уровня (Ассемблер), а те, что ближе к человеку, называют языками высокого уровня (Basic, Pascal, Java и т.д.). В этом смысле декларативные языки можно назвать языками сверхвысокого или наивысшего уровня, поскольку они очень близки к человеческому языку и человеческому мышлению.

В 1965 году в работе «A machine oriented logic based on the resolution principle» 3 , опубликованной в 12 номере журнала «Journal of the ACM», Дж Робинсон представил метод автоматического поиска доказательства теорем в исчислении предикатов первого порядка, получивший название «принцип резолюции» . На самом деле, идея данного метода была предложена Эрбраном в 1931 году, когда еще не было компьютеров (Herbrand, «Une methode de demonstration», These, Paris, 1931). Робинсон модифицировал этот метод так, что он стал пригоден для автоматического (компьютерного) использования и разработал эффективный алгоритм унификации, составляющий базис его метода.

Идеи использования логики в качестве языка программирования зародилась в начале 1970-х годов. Первыми исследователями, которые занялись разработкой этой идеи, были Роберт Ковальски (Robert Kowalski) из Эдинбурга (теоретические основы, статьи 1971 и 1974 г.), Маартен ван Эмден (Maarten van Emden) из Эдинбурга (экспериментальная демонстрационная система) и Ален Колмероэ (Alain Colmerauer) из Марселя (реализация, 1973 г.). В 1973 году «группа искусственного интеллекта» во главе с Аленом Колмероэ создала в Марсельском университете программу, предназначенную для доказательства теорем. Эта программа использовалась при построении систем обработки текстов на естественном языке. Программа доказательства теорем получила название Prolog (фр. PROgrammation en LOGique) и послужила прообразом Пролога. Ходят легенды, что автором этого названия была жена Алена Колмероэ. Программа была написана на Фортране и работала довольно медленно.

Популяризации Пролога во многом способствовали:

Эффективная реализация (интерпретатор/компилятор) этого языка для ЭВМ DEC-10 Дэвидом Д. Г. Уорреном (David D.H. Warren) из Эдинбурга в 1977 г. Послужила прототипом для многих последующих реализаций Пролога. Что интересно, компилятор был написан на самом Прологе. Эта реализация Пролога, известная как «эдинбургская версия», фактически стала первым и единственным стандартом языка;

Разработка Кларком и Маккейбом (Великобритания) в 1980 году версии для персональных ЭВМ;

Японский проект создания компьютеров V поколения. В конце 1978 г. Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП) Японии поручило разработать проект интеллектуальных ЭВМ, специально созданному для этих целей Токийскому институту вычислительной техники (ICOT) 4 . Сердцем этих компьютеров должен был стать не арифметический процессор, а специально оптимизированный для работы с прологоподобными программами.

В 1995 году был опубликован официальный стандарт ISO 5 /IEC 6 языка Пролог (ISO/IEC 13211-1 «Information technology - Programming languages - Prolog - Part 1: General core» - «Информационные технологии. Языки программирования. Пролог. Часть 1. Общее ядро»).

На сегодня существует довольно много реализаций Пролога. Наиболее известные из них следующие: BinProlog, AMZI-Prolog, Arity Prolog, CProlog, Micro Prolog, МПролог, Prolog-2, Quintus Prolog, SICTUS Prolog, Silogic iis Workbench, Strawberry Prolog, SWI-Prolog, Turbo Prolog (PDC Prolog, Visual Prolog), UNSW Prolog и т. д. В нашей стране были разработаны такие версии Пролога как Пролог-Д (С. Григорьев), Акторный Пролог (А. Морозов), а также Флэнг (А. Манцивода, В. Петухин).

5. Дайте определение понятиям: « », « », « ».

9. Что понимается под « » и « » списка?

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то