Византийские городские стены и залив золотой рог. Что такое Золотой Рог в Стамбуле? История стамбульской гавани

Рассказать о красоте Стамбула , обласканного водами Босфора , так же сложно, как описать чарующие звуки музыки или саму любовь. Теофиль Готье сказал о нем: "Он так необычен и прекрасен, что невольно начинаешь сомневаться в его реальности", - и с этим не поспоришь. Чего только стоит невероятный, ни с чем не сравнимый пьянящий аромат, в котором смешалось все: запах моря, экзотических деревьев, цветов и восточных сладостей. Можно часами смотреть на обнимающееся с небом море, наблюдая под крик неугомонных чаек, как "С тугой волной и свежим ветром споря, красивые большие корабли спешат к просторам Мраморного моря". Глядя на открывшуюся панораму, не удается сдержать восхищенный возглас: "Вот она - манящая сказка Востока - Золотой Рог!" Разделив европейскую половину города на две части, он отображает в водах своих дух старого Стамбула.

История стамбульской гавани

История ее возникновения уводит в далекое прошлое. Порядка 7000 лет назад благодаря природному катаклизму реки Алибей и Кагытхане, выйдя из берегов, слились воедино с Босфором , образовав фантастическую бухту.
Согласно одной из древнегреческих легенд во время жертвоприношения, совершаемого Византом (сыном бога Посейдона и нимфы Кероэссы, дочери могучего Зевса), появился в небе большой орел. Схватив сердце жертвенного быка, взмыл в небо и улетел. Храбрый воин видел птицу, опустившую добычу на берегу затоки. Приняв это за божественный знак, основал там град, названный в его честь. Так родилась здесь легендарная Византия, ставшая центром трех великих отошедших в прошлое империй. Меняя неоднократно имена, город сумел сохранить удивительное очарование и величие, о чем свидетельствуют архитектурные шедевры, рассыпанные, словно жемчужины по берегам живописной бухты.
Вначале залив называли Византийским Рогом . Это был крупный порт, где жизнь била ключом. Здесь столько водилось рыбы, что жители умудрялись ее ловить голыми руками, а береговые земли, покрытые щедрой растительностью, отличались невиданным плодородием. Но люди испоганили райский уголок земли, когда в XIX ст. вдоль побережья, подобно грибам после дождя, выросли многочисленные промышленные комбинаты, сбрасывающие нечистоты вместе с городской канализацией в бирюзовые воды. Отделяющий от Босфора плавучий примитивный мост усугублял проблему. Рыба практически исчезла, замерло судоходство. Чудесное природное творение умирало, превращаясь в заболоченный водоем. И только в 1984 г. местный муниципалитет принял решение по очистке. Человеческая глупость слишком дорого обошлась: на восстановление требовались немалые денежные затраты, власти пошли на это. Убрав с прибрежной зоны промышленность, заменив старую переправу новой, переселив горожан в иные кварталы, удалось возродить великолепие Золотого Рога. И снова в нем "забилось сердце". В чистом водном просторе появилась рыба. Сейчас невозможно представить Галатский мост без рыбаков. Быстроходные катера переполнены пассажирами, желающими познакомиться с уникальными красотами прибрежных районов - настоящей гордостью жителей. Когда уставшее стамбульское солнце медленно заходит за горизонт, извивающиеся в форме большого рога очищенные воды залива "вспыхивают" золотым огнем, искрятся в солнечных лучах, оправдывая название заводи. Протяженностью почти в 13 км, шириной, достигающей 122 м, бухта - одна из самых лучших мировых лагун, притягивающая ежегодно тысячи туристов. А полюбоваться здесь есть чем, жаль только, что стены не умеют говорить. Уникальным памятникам архитектуры есть о чем рассказать, многое повидали на своем веку: войны, триумфы и поражения, эпидемии, коварство и предательство, любовь и ненависть. В красочной ветви Вефа непременно нужно посмотреть мечеть, возведенную Великим Сулейманом в период процветания Османской империи.

Посещение Сулеймание

Сооружение посвящено 30-летию со дня восхождения на трон Сулеймана, считавшегося десятым османским падишахом. Строительство поручили талантливому зодчему Синиану, говорившему, что простоит оно вечно. Действительно, не обманул: поразительное детище гениального автора, построенное без современных технологий, достойно выдержало 89 сильнейших (больше 7 баллов) землетрясений. Архитектурной моделью послужила Айя-Софья, построенная десятью веками раньше.
Здание, вмещающее более 5 тыс. верующих, имеет большой купол в 53 м. Свет пропускают 136 окошек, внутри загораются тысячи лампочек. Во дворике - две тюрбе, султана и его жены. Четыре минарета означают, что султан - четвертый падишах после турецкого захвата. В конце дворика устроено кладбище, служащее настоящим музеем. Основное внимание привлекают два захоронения, принадлежащие Сулейману и его несравненной жене Роксолане. Ее мавзолей, находящийся напротив, декорирован плитами с изображенным райским садом, здесь написаны стихи, прославляющие ангельскую женскую улыбку и задорный нрав. В центре - могила внука, слева - родной сестры Сулеймана и главного визиря Ибрагима паши. Интересно, что смерть объединила эту троицу. Ибрагим с сестрой люто ненавидели Роксолану, а получилось, что рядом с ней похоронена их дочь. На этом кладбище нашел упокой архитектор Синиан. Бытует мнение, что строение медленно сползает в залив.
Можно ли осмотреть заповедные места Стамбула за один день? Вопрос лишь вызовет саркастическую улыбку, но в парке миниатюр, расположенном на побережье заводи, все возможно. Стоит отправиться туда.

Ошеломляющий парк Миниатюрк

Он находится в очаровательном месте Сютлюдже. Здесь предоставлено взору историческое и культурное наследие турецкого народа. Можно посмотреть в миниатюре даже на объекты, прекратившие существование, как, например, храм Артемиса. Огромный парк, занимающий территорию в 100 тыс. м2, открыли в апреле 2003 г. На выставке - 105 макетов (количество экспонатов расширяется), искусно сделанных в масштабе 1:25. Невозможно без восхищения смотреть на миниатюрную железную дорогу, автостраду с передвигающимся транспортом, аэропорт с дивными моделями всевозможных самолетов. А как завораживают взгляд суда, плывущие по морским каналам! Перехватывает дыхание, восхищаясь Собором св. Софии, церковью св. Ирины, дворцами Топкапы и Долмбахче. Какое счастье - увидеть собственными глазами Алтарь Зевса, Монастырский мост, Мавзолей Мевланы и много других потрясающих макетов! Маленькие туристы в восторге от электрического мини-поезда, на котором можно прокатиться вокруг парка. Для детей оборудовали игровую площадку с установленным деревянным Троянским конем, радующим безумно малышей. В зале "Панорама Стамбула" предоставлена возможность познакомиться с экспозицией, рассказывающей о битве за Дарданеллы в Первую мировую войну. В Миниатюрке можно узнать за короткое время все шедевры, произведенные руками человеческими. Приезжие не только могут обозревать, но и прослушать подробную информацию о каждом объекте с помощью звуковой системы. К сожалению, на сегодня это доступно лишь на турецком либо английском языках. Здесь радушно приглашают к себе уютные кафе и ресторан с прекрасной кухней.
Взглянуть на живописный вид чарующего края лучше с высоты холма. Любой восхитится увиденной картиной.

Обворожительная картина со смотровой площадки

Канатная дорога за считанные минуты поднимет на вершину, но можно пробежаться туда по лестнице. Отсюда, как на ладони, предстает во всей прелести сказочный восточный город: вдалеке на фоне небесной синевы, в лучах яркого солнца, красуется Голубая мечеть, Айя-Софья, Галатская башня. Фантастика! Не зря это местечко любил французский писатель Жульен Вио под псевдонимом Пьер Лоти. Однажды, приехав в чудесный город, он настолько пленился им, что остался навсегда. Подолгу засиживался в кафе, откуда наблюдал часами за белокрылыми чайками, качающимися на волне, слушал шепот ветра, любовался изумительными закатами, получая вдохновение для написания романов. "При круглой луне на Босфоре услышишь мелодию нежную-нежную, вдруг зазвенят в душе захмелевшей бубны, литавры, и кругом пойдет голова", так воспринимался здешний пейзаж поэтом Турции Мелихом Андайем. И он был прав. Здесь никто не может остаться равнодушным. Очаровываясь шелестом прибоя, растворяются душевные раны, отступает печаль, уходят прочь тревоги. Француз так полюбил этот град, что с удовольствием носил феску и курил кальян. В кофейне он проводил за чашечкой кофе целые дни, часто ночи, став настолько частым посетителем, что ее назвали его именем.
К кофе у мусульман особое отношение: для них он является таинственным божественным нектаром, приносящим радость и настроение. Пьют его в полном молчании, получая наслаждение. Выпив крепкого ароматного напитка, можно отправляться дальше к первой стамбульской автокефальной церкви.

Сокровища Константинопольского Патриархата

Собор св. Георгия (бывший женский монастырь), куда после падения Константинополя перенесли резиденцию Патриарха, неоднократно горел, восстанавливался. Патриархат состоял из нескольких построек, защищенных высокой оградой. Справа располагалась резиденция самого Вселенского Патриарха. Сразу за воротами - церковь Великомученика Георгия, построенная в XVIII ст. Таинственной тишиной, приятной прохладой встречает она пришедших. Царские врата украшает двуглавый орел - герб Константинополя. Внутри - позолоченный иконостас. Вдоль стен, украшенных иконами, расставлены деревянные стасидии (кресла), подлокотники оформлены головами грифонов.
Со всего мира тянутся сюда паломники поклониться святыням. Трепетные чувства охватывают душу при виде колонны, на которой сохранилась частица кольца, удерживающего когда-то прикованного сына Божьего во время истязаний. Ходят слухи, что ее доставила из Иерусалима царица Елена в 326 г. Здесь хранятся мощи святых, которым поклоняются. Среди них - останки, принадлежащие Евфимии Всехвальной, отказавшейся приносить жертву языческим божествам. Верная христианской вере мужественная женщина сумела прямо сказать, что быстрее горы перевернутся, чем душой отступится от истинного Бога. Во время пыток уста взывали молитвой к Господу о спасении, но воля была непоколебимой. Была услышана мольба: несмотря на мучения, она оставалась невредимой. Наблюдая происходящее чудо, многие присоединились к вере Христовой. Семеро сыновей Соломонии (остовы ее здесь же) предъявили протест царю Антиоху Епифану, осквернившему храм Божий в Иерусалиме. За это были замучены до смерти в присутствии собственной матери, мужественно смотревшей, как издевались, убивая ее детей. Не выдержав горя, она умерла. Рядом лежат останки Феофании, разделившей участь мужа, императора Льва VI, оговоренного и брошенного в тюрьму на 3 года. Будучи верной женой, знала, что нелюбима им. Выйдя на свободу, остаток жизненного пути провела в молитвах.
Было бы непростительно пропустить еще одно архитектурное чудо, святыню в районе Айван-Сарая, сыгравшую огромную роль в судьбах множественных христиан.

Чудеса церкви Влахернской Богоматери

Только св. София играла такую же важную роль в истории Византии, какую имела церковь Пресвятой Богородицы. Императрица Пульхерия отказывалась верить в воскрешение Богоматери. Она написала послание патриарху в Иерусалим с просьбой прислать ей мощи Матери Господней, вскрыв ее могилу. Гробницу открыли, но там лежала одна одежда, частицу ее отправили Пульхерии, упрекнув в неверии. После чего в 450 г. императрица немедля занялась возведением собора, но достроить не успела. После ее смерти заканчивал строительные работы супруг Маркиан. Для хранения доставленной плащаницы Девы Марии построили отдельное помещение. Юстиниану пришлось расширить храмовый комплекс, поскольку прежний не вмещал всех паломников, желающих посетить блаженное место.
Немало наблюдалось здесь чудес. Каждую пятницу покрывало, коим завешана была икона Матери Божьей, написанная самим евангелистом Лукой, поднималось само по себе, открывая ее лик. Не единожды Дева защищала Константинополь, поднимая волны в заливе, топя вражеские корабли, обращая своим появлением врагов в бегство. Силу чудотворной ризы испытали на себе разные неприятели. Когда в IX ст. на Царь-град совершили набег русы-язычники, явившаяся Богоматерь прикрыла своим покровом защитников. Опустив ризу в морскую пучину, в тот же миг поднялась страшная буря, разметав русские суда. Чужестранцы оцепенели от увиденного явления. Уцелевшие воины в ужасе бежали. Когда на Руси приняли христианство, важнейшим религиозным праздником стали считать Покров. Не суждено было сохраниться древней постройке в прежнем виде, новый вариант видят посетители. Славится она живительным источником со святой целебной водицей (говорят, что это слезы Девы), помогающей при различных недугах. Здесь по сей день проводится служба, можно помолиться, отдать записку за здравие и упокой.
Неподалеку отсюда расположено еще одно довольно интересное сооружение, заслуживающее внимания.

Тайны дворца Текфур-Сарай

Так уж устроена жизнь, что большинству священных строений приходится проходить через испытание временем. Величественные дворцы безжалостно поддаются разрушению, создавая обновленную атмосферу для новых владельцев. Так случилось и с Большим Влахернским Дворцом, от которого сохранились остатки Текфур-Сарая, служившего ранее дополнительным крылом великолепным императорским владениям.
Комплекс сооружений из светлого мрамора утопал в зелени садов. Здесь были ухоженные дворики с бассейнами, церквями, пристройками для дворцовой свиты и прислуги. Множественные залы дышали небывалой роскошью. В Золотой палате принимали послов, проводились пиры. Это было просторное помещение, имеющее восьмиугольную форму, 16 окошек с восьмью апсидами по сторонам. Серебряные двери апсиды, установленные напротив центрального входа, украшало изображение Иисуса с Богоматерью. В тронном зале перед самым престолом властелина лежали 2 крупных золотых льва. Позади него - золоченое дерево, веточки которого были усеяны разноцветными птичками, светящимися позолотой. Когда под волшебные звуки органной музыки в украшенном драгоценностями одеянии появлялся повелитель, поднимались львы, начиная громко рычать, птички взмахивали крылышками, а прибывшие послы падали ниц пред владыкой.
В период турецкого господства от величественного комплекса остался только превратившийся в зверинец Текфур-Сарай. Сюда доставлялись с Африки звери на всеобщее обозрение. Потом следовала очередная драма: эти стены превратились в публичный дом, затем в мастерские и к концу XVIII в. пришли в полное запустение. Остатки трехэтажного здания напоминают о его былом величии. Нижний этаж, состоящий из арочных галерей подпирают мраморные колонны. Пространство над окнами украшено затейливыми узорами из чередующихся красных и белых кирпичей. Орнамент стен будто бы создан из многочисленных пчелиных сот. Сейчас поставлен вопрос о реставрации.
Надо отправляться дальше. Настоящим раем для мужского пола, да и не только, будет посещение индустриального музея, ждущего туристов в северной части залива.

Потрясающий музей Рахми Коча

Однажды миллионеру Турции довелось увидеть экспонаты Форда в Америке. Он был настолько изумлен, что загорелся желанием создать что-то подобное у себя на Родине. Ему прекрасно это удалось. Выкупив литейный цех якорей, отреставрировав его, он сумел в 1994 г. открыть собственный музей.
Чего здесь только нет! Нижний ярус - это царство всевозможных паровых машин и множеств автомобилей различных марок, старинных и самых современных. Верхний этаж отдан под научные приборы, средства связи. Разве можно отказаться от осмотра американской подводной лодки, принимавшей участие в сражениях Второй мировой войны? Разрешено даже попасть внутрь ее, посмотреть обустройство.
Желающие могут занять место водителя в любой машине или ощутить временно себя пилотом за штурвалом самолета. А можно совершить невероятное путешествие во времени, сев в старинный вагон, принадлежащий некогда султану Абдуль Азизу, в котором он совершал поездку по Европе. Яхты, разнообразные мотоциклы, велосипедный транспорт - все это выставлено перед посетителями. Детишки увидят море интересных игрушек. К услугам туристов - капитанский мостик на судне береговой охраны. Всю экспозицию для удобства разбили на секции, чтобы ничего не упустить из виду.
Можно сфотографироваться возле лондонского двухэтажного автобуса или турецкого истребителя-бомбардировщика, посидеть в старом трамвайчике. Все модели находятся в рабочем состоянии. От изобилия кругом идет голова, день бежит с неумолимой скоростью. Хочется задержать время, чтобы любоваться еще и еще …
Но впереди ждет встреча с жемчужиной Золотого Рога, необыкновенным образцом шикарной османской архитектуры, имеющим необычайную судьбу.

Красоты павильона Айналы Кавак

Колоритную местность раньше укрывали многовековые деревья лесов и рощ, переполненных журчащими веселыми ручейками. Это было любимым местом охоты императоров Византии, затем султанов.
Впервые здесь начал строить правитель Ахмед I. Его заслугой считается появление изысканного строения в окружении благоухающего сада. Здесь размещался его гарем. Все это сгорело в пожаре, возникшем в 1677 г. Восстановлением занимался Мехмед IV в XVIII ст. Постройки расширялись. Этот период считается эпохой расцвета. Властелин возвел собственные апартаменты, покои главного евнуха, присматривающего за гаремом, жилища для стражи, слуг, хранилище оружия, помещение для молитв. Среди живописного пейзажа радовали взор фонтаны, манящие отдохнуть беседки, утопающие в цветах, бассейны, даже был аквариум.
Последним правителем считался Селим III, любивший это местечко. Был он творческой личностью, известным композитором, играл на многих инструментах. Именно здесь были написаны его лучшие мелодии. Он испытывал трепетные чувства к миниатюрной французской наложнице Марии де Богарне, доставленной сюда пиратами, приходившейся кузиной Жозефине, подолгу проводил с ней досуг, обучаясь французскому языку.
В XIX в. дворцовое здание использовали для пышных приемов чужестранных гостей. О прежней помпезности говорит сегодня лишь строение Айналы Кавак, его изысканные венецианские зеркала, преподнесенные в качестве подарка заезжими купцами. Благодаря Селиму утонченные интерьеры комнат насыщены поэзией в прямом и переносном смысле. Украшением гостиной и уютной музыкальной служат каллиграфия талантливого Йезари и восхитительные стихи мусульманских поэтов Шейха Галиба и Эндеруни Фазила. Комнаты, выполненные в разной цветовой гамме, отличаются высокими разрисованными потолками с позолотой, тонкими изящными витражами, необычной мебелью. Здесь соединились в невероятном коктейле богатая османская и строгая западная традиции. Это видно на примере письменного стола и стульев, сделанных в европейском стиле, но оформление слоновой костью и перламутром указывает на турецкий манер. То же можно сказать и об окошках: по размеру и форме они похожи на западный образец, но нижнее окно, увенчанное маленьким верхним, напоминает мусульманский стиль. Выставка разнообразных музыкальных инструментов, находящаяся внизу, посвящена памяти талантливого композитора, правившего практически 20 лет. Поскольку своих детей у него не было, власть передали племяннику Махмуду. Бывавший в этом крае в качестве посла Кутузов, делясь впечатлениями об удивительном месте со своей женой, писал, что ему хотелось плакать от умиления и чарующей красоты. Не зря здесь проводились съемки знаменитых сказок о Шахеризаде и Али-Бабе.

Волшебный город Востока, он, "словно лампа Алладина, в зелени цветущей утонул и вырос, словно по веленью джина". В Стамбуле никогда не приходится скучать: для этого он слишком яркий, чрезвычайно громкий, невероятно пестрый, как турецкий ковер. Здесь можно лишь заразиться жизнелюбием и позитивом на всю оставшуюся жизнь. С ним сложно прощаться. А, может, люди слишком быстро привыкают к хорошему?

ЧАСТЬ 5 (1)
Прогулка про Золотому Рогу

Большинство туристов, приезжающих в Стамбул хотя бы на два-три дня, конечно же, совершают большую или малую прогулку по Босфору ("Босфор-тур"), а вот Золотой Рог - залив или бухта, разделяющая на две части европейскую часть города: южную, с его знаменитым "историческим полуостровом" (район Фатих) и северную (район Бейоглу), остается за пределами их внимания.
И совершенно напрасно.

Честно скажу, что в две предыдущие поездки в великолепный Стамбул, мы и сами стремились посмотреть прежде всего то, что относится к категории "must see".



А до Золотого Рога дело дошло только во время третьего посещения одного из наших любимых городов (начало января 2018 года).
Нет, разумеется, Золотой Рог нельзя не увидеть, находясь в центре Стамбула, но одно дело - увидеть его, переходя или переезжая Галатский мост (или не так давно построенный метромост Халич), и совсем другое - совершить небольшую, но очень интересную поездку по этому заливу на пароме.

Эту иллюстрированную только собственными фотографиями часть "Заметок о Стамбуле-3" мне придется разделить на несколько подчастей, поскольку впечатлений и фотографий очень много.
Вашему вниманию предлагается рассказ о том, с чего начинается поездка по Золотому Рогу, который турки неоригинально называют просто "Халич" (т.е. "Залив").

Неважно откуда именно начнется ваше небольшое путешествие по Золотому Рогу: из Эминёню или Каракёя (или даже из Ускюдара, если вы остановились на азиатской стороне города), все равно это будет один и тот же паром. Он ходит раз в час (расписание меняется в зависимости от времени года).

Выглядят паромы, курсирующие по Золотому Рогу так:






Они небольшие (без высоких надстроек и мачт), так как иначе просто не смогли бы пройти под четырьмя мостами, перекинутыми через залив - Галатским, метромостом, мостом Ататюрка и мостом Халич.



Этим мостам и не нужно быть высокими, поскольку Золотой Рог - это не Босфор, и огромные корабли (танкеры, сухогрузы и т.д.), курсирующие по Босфору, связывая Черное море со Средиземным, сюда не заходят.



Здесь можно увидеть либо небольшие теплоходики - паромы, выполняющие в Стамбуле роль общественного транспорта (да и цена проезда точно такая же, как на метро или трамвае, независимо от дальности поездки - 4 TL, или 2.60 TL, если по Истанбулкарт), либо прогулочные катера, пассажиры которых отправились за развлечениями, либо маленькие технические или полицейские катера.




Впрочем, даже в январе на Золотом Роге можно увидеть спортсмена-байдарочника:


В любом случае, где бы не сели на паром, следующий по Золотому Рогу, первый из мостов, под которым пройдет ваше судно, будет Галатский.

Сам по себе этот мост, выполняющий очень важную функцию - самого быстрого и простого перемещения из Эминёню в Каракёй, пешком (что интересней) или на трамвае линии T1, не представляет ничего особенного с архитектурной точки зрения, но все-таки он является одной из достопримечательностей центра Стамбула, и прежде всего потому, что на нижних его ярусах с двух сторон располагаются многочисленные рестораны.




Сразу предупреждаю, поскольку это одно из популярных туристических мест, цены в ресторанах Галатского моста явно завышенные, хотя виды, конечно же, впечатляют. Видимо за виды и надбавка к сумме чека. Что ж, все справедливо.



На верхнем уровне Галатского моста в любое время года и при любой погоде можно увидеть рыбаков.





Почему-то на других мостах через Золотой Рог их намного меньше, и даже набережные Босфора не могут конкурировать с количеством любителей рыбной ловли с тем, что на Галатском мосту.


Я не уверен, что рыба, выловленная в этом месте, может быть съедобной, учитывая количество кораблей в устье Золотого Рога. Поэтому, как я предполагаю, рыбаки здесь выполняют роли актеров для туристического аттракциона (интересно, им кто-то платит за это?), а может быть, ими движет исключительно спортивный интерес: кто больше поймает?

Но самое интересное то, что улов есть!


Правда, мне не известно, сколько простоял со спиннигом на Галатском мосту (а там все рыбаки именно со спиннингами) владелец этого рекордного улова, а так же, что он с ним потом будет делать?

Как-то не хочется думать, что вкуснейший рыбный суп, который я неоднократно ел в стамбульских ресторанах, приготовлен из рыбы, выловленной в мутных и грязных водах Золотого Рога. Так же не хочется даже предполагать, что рыбное филе в моем любимом стамбульском "фаст-фуде" - "балык-экмек", продающегося рядом с Галатским мостом (10TL) изголовлено из этих рыбешек (впрочем, судя по размеру, скорее всего, нет).
По крайней мере, я, обожающий любые морепродукты, ни разу не отравился после того, как съел несколько "балык-экмек". Да и моя любимая жена, которая к морепродуктам равнодушна, захотела попробовать это блюдо (еще бы не захотеть, когда его готовят прямо при тебе на мангале, заворачивают в свежайший лаваш, приправляют ароматными специями и с добродушной улыбкой вручают тебе в руки, желая приятного аппетита!), тоже с удовольствием съела. Начиная есть балык-экмек, она предупредила, что если ей не понравится,то доедать придется мне. Я, предвкушая дополнительную порцию, ответил согласием. Но ее тут то было! Мне не осталось ни кусочка!

Напоследок о том, что нам показалось странным.
Казалось бы, рыбалка - это исключительно мужское занятие или хобби (особенно в мусульманской стране).
Но вот вам опровержение.

Стамбул и залив Золотой Рог - понятия неразделимые между собой. Длинный изогнутый залив разделяет европейскую часть Стамбула на две части и придает городу особую, неповторимую индивидуальность. Бухта Золотой Рог давно стала достопримечательностью Стамбула , побродить по берегам и мостам которой приезжают туристы со всего мира.

Бухта Золотой Рог в Стамбуле располагается в европейской его части, разделяя ее на южную и северную половины. Залив Золотой Рог впадает в Босфорский пролив в том месте, где он соединяется с Мраморным морем. Золотой Рог является одной из наиболее живописных естественных гаваней мира.

Бухта Золотой Рог - это изогнутой формы залив Босфора, который глубоко врезается в сушу и условно делит европейскую часть Стамбула на две части: Старый Город и Новый город. Это самая большая естественная гавань мира.

Длина этого залива составляет 12200 м, ширина составляет 91—122 м, глубина — 47 м. Два ручья впадают в залив в западной его части: Али-бей-су (древнее название - Кидарос) и Киат-хане-су (Барбизес).

Бухта Золотой Рог является одной из самых лучших и естественных гаваней в мире. В былые времена здесь дислоцировались торговые суда византийцев и оттоманцев, а также военные корабли. Сегодня благоустроенные парки и пешеходные тротуары тянутся вдоль берегов.


Саша Митрахович 21.10.2015 15:53


Есть две легенды, объясняющие происхождение прилагательного «золотой» в названии бухты. Согласно первой легенде, во время османского завоевания византийцы выбросили так много ценностей в залив, что воды его заблестели золотом.

Вторая и более правдоподобная история говорит, что такое название дано из-за золотого сияния, разливающегося по поверхности залива во время захода солнца.


Саша Митрахович 24.10.2015 09:23


Гавань Золотой Рог - это изогнутой формы залив Босфора, который глубоко вдается в сушу. Длина этого залива составляет 12,2 км, ширина составляет 91—122 м, глубина — 47 м. Два ручья впадают в залив в западной его части: Али-бей-су, именуемая еще древним Кидаросом и Киат-хане-су — древний Барбизес.

По обоим берегам расположилась европейская часть одного из самых крупных городов Турции — Стамбула. Четыре моста перекинулись через бухту - это Галатский мост, Старый Галатский мост, который уже не эксплуатируется, Мост Ататюрка и Мост Халич.

Уже в VII веке до н.э. у берегов гавани появились первые поселения, впоследствии с появлением Константинополя здесь вырос большой торговый порт.

В период расцвета Османской империи район Золотого Рога был важным центром торговли, здесь находилась база морского флота. И сейчас это красивое место, богатое историческими и культурными памятниками, остается одним из самых привлекательных в Стамбуле.

По обоим берегам бухты обустроены парки с прекрасными ландшафтными композициями, пешеходные тротуары, жилые кварталы старого Стамбула.


Саша Митрахович 24.10.2015 09:25


Через Залив Золотой Рог (Халич) в Стамбуле протянуты пять мостов, которые соединяют между собой два берега европейской части Стамбула. Наиболее известен у туристов Галатский мост, менее - мост Ататюрка.

Последний из возведенных мостов - так называемый вантовый метромост, по которому проложена линия метрополитена. Старый галатский мост после сильного пожара переместили на новое место и законсервировали.

Мост Халич - обычная транспортная линия.


Саша Митрахович 24.10.2015 09:26


Где-то около семи тысяч лет тому назад воды Босфора и рек Кагытхане и Алибей, до сих пор впадающие в Золотой Рог (его северную часть), слились и образовалась естественная гавань.

История названия бухты Золотой Рог тесно связана, прежде всего, с ее формой. “Рогом” из-за внешней схожести - что заметно даже на карте - бухту называли еще с древних времен. “Золотым”, вероятно, он был назван из-за удачного географического положения и красоты здешних пейзажей. Романтичным грекам казалось, что в свете заходящего солнца воды залива переливаются чистым золотом. По-гречески залив именовался Хризокерасом, что в буквальном переводе и обозначает “золотой рог”. Сохранилось еще одно название местности - Рог Византия. О нем упоминает греческий философ и географ Страбон. Позднее, методом кальки название было переведено на другие европейские языки, где буквально и означает “золотой рог”. По-турецки бухта Золотой Рог именуется просто Халич, что переводится как “бухта” или “залив”.

На протяжении многих веков Золотой Рог или Altin Boynuz называли одной из лучших природных гаваней мира. В водах этой бухты, которая действительно по форме напоминает рог, были полны рыбой, а весьма плодородная земля по берегам гавани давала очень богатые урожаи.

Часто бухту называли рогом изобилия, а также, считается, что этот залив был назван самим Византом в честь своей матери, которую звали Кероесса, потому что, по-гречески Золотой Рог звучит как Крисокерас.

Существует, правда, и еще одна интересная легенда, гласящая о том, что под лучами светящего солнца воды залива искрятся настоящим золотом.

Нынешнее турецкое название Золотого Рога - это Халич (halic, что по-турецки означает «залив»). Полное название этой гавани происходит от османского Халич-и Дерсаадет, что означает «залив врат блаженства».


Саша Митрахович 24.10.2015 09:28


Совершать путешествие по заливу, которое позволяет насладиться восхитительными видами достопримечательностей и парков, лучше всего на пароме. Мини-прогулка занимает около часа. Во время нее туристов ждут красивые пейзажи города с затейливыми дворцами и мечетями, превосходные виды на парки и тихие старинные строения. Перед путешественниками предстанут прибрежные стены древнего Константинополя, скрывающие святой источник в церкви Богоматери во Влахернах.

Во время прогулки туристы увидят также железную церковь имени Святого Стефана, древний храм Святой Федоры, а также место, где в 13 веке город штурмовали крестоносцы. На этом программа мини-путешествия на пароме по Золотому Рогу не оканчивается, еще многое встретится на пути, что обязательно стоит увидеть, приехав в Турцию.

Интересные поездки по берегам залива совершаются и на комфортабельном автобусе. С собой вам понадобятся деньги на пожертвования в храмах и питание.

В водах Золотого Рога отображается главный дух старого Стамбула. Качественный отдых на его берегах возможен благодаря многочисленным отелям высокого класса, ресторанам, рыбным кафе и другим заведениям, которые точно не дадут вам скучать и позволят провести отпуск максимально интересно и насыщенно.


Саша Митрахович 24.10.2015 09:29


Гидрометеорологические сведения

Погода летом в бухте Золотой Рог очень переменчива. Преобладают здесь южные и юго-восточные ветры, часто идут дожди и появляются туманы. Осенью и зимой преимущественно дуют ветра с севера и северо-запада. Они приносят сухую и ясную погоду с большим понижением температуры воздуха, при этом происходит повышение атмосферного давления.

Туманы в гавани Золотой Рог наблюдаются с апреля по август. Их, чаще всего, можно заметить в июне — июле. Туманы, как правило, появляются здесь, когда дуют юго-восточные ветра. Когда наблюдается полный штиль, их можно увидеть гораздо реже. Ветра, дующие осенью и зимой, бывают очень продолжительными и порой могут достигать скорости 6—8 м/с и более, а весной и летом скорость ветра немного меньше.


Саша Митрахович 24.10.2015 09:35


Когда сюда пришли турки берега Золотого Рога превратились в популярное место для отдыха. Здесь начали строиться богатые особняки и летние резиденции. Но, не смотря на это, на этих землях со временем начало появляться большое количество мастерских и фабрик.

Стамбул и залив Золотой Рог - понятия неразделимые между собой. Длинный изогнутый залив разделяет европейскую часть Стамбула на две части и придает городу особую, неповторимую индивидуальность.

Немного истории о Золотом Роге

Золотой рог - залив или бухта, образовался в результате сдвига громадных тектоническим масс земной коры. В седьмом веке территория на берегу залива, впадающего в пролив Босфор , быстро заселяется греками, которые дали новому городу название Византий.

Залив с характерной изогнутой формой имеет длину около восьми километров, его ширина неодинакова и достигает семиста метров. Глубина в заливе Золотой рог внушительна - почти сорок метров. Это обусловило судоходность и быстрое строительство греческих портов, главное достоинство которых сохраняется до сих пор - отсутствие сильного волнения.

Сегодня Золотой Рог в Стамбуле напитывается пресной водой из двух небольших ручьев, создающих его устье - АлиБейСу и КиатХанеСу. Однако подавляющая часть водной массы
формируется благодаря Мраморному и Черным морям.

Изначально горожане селились на южном берегу Золотого Рога. Здесь постепенно возникли порты, причалы, склады. В восьмом веке вход в Золотой Рог закрывался цепью, которая делала невозможным водную осаду Константинополя. После взятия города войсками Крестоносцев, на северном берегу постепенно возник район Галата, который полностью контролировался генуэзцами. И только после падения Константинополя под ударами османский армии была создана основа для объединения территорий северного и южного берега Золотого Рога в единый город Истанбул.

Откуда взялось название Золотой Рог?

Начнем с того, что геометрическое сходство формы бухты с рогом очевидно. А золотым рог прозвали еще в очень давние времена, когда греки - основатели города,
называли бухту словом Хризокерас (греч. золотой рог). По-видимому, из - за особого цвета воды в заливе в лучах заходящего солнца. Есть еще одна красивая легенда. После того, как в стене Константинополя образовалась громадная брешь и османские войска стали занимать первые кварталы города, горожане сбросили в воды залива все запасы золото с тем, что бы оно не досталось завоевателям.

Золотой Рог сегодня

Берега Золотого Рога в Стамбуле необычайно живописны - участки низменности соседствуют с высокими холмами. В центре расположены два больших острова, на которых запрещено строительство.
Благодаря очистным работам и переносу или закрытию сотен промышленных предприятий и доков, в Золотой Рог в Стамбуле (тур.Халич) постепенно вернулась рыба - скумбрия и кефаль уже поселились в водах, которые прежде славились необычайно крупным тунцом и даже устрицами. На акватории восстановлено судоходство, но купание запрещено по санитарным нормам.

Районы и округа вокруг Золотого Рога

Наиболее известные округа окружают побережье Золотого рога в Стамбуле - это Фатих (европейская часть на юге) и Бейоглу (европейская часть на севере). На берега Халич в Стамбуле
выходят сооружения и здания многих кварталов и районов, это Фенер , Вефа , Эминеню , Эюп , Хасакей, Айвансарай, Касымпаша, Каракей . Побережье золотого Рога облагорожено в последние годы - вдоль него проходят оживленные автострады, разбиты уютные парки и скверы. Сложно перечесть множество исторических достопримечательностей, которыми просто "нашпигованы" кварталы районов, спускающихся к берегам бухты. В районе Эминеню это дворец Топкапы - резиденция османских султанов. В районе Вефа - величественная и изысканная мечеть Сулеймание , которая была возведена по указу султана Сулеймана Кануни. В районе Эйюп - наиболее почитаемые в исламе памятники истории .
Явуза Султана селима. Перечисление памятников истории, окруживщих залив Золотой Рог в Стамбуле займет целую страницу.

Мосты через залив Золотой Рог

Через Залив Золотой Рог (Халич) в Стамбуле протянуты пять мостов, которые соединяют между собой два берега европейской части Стамбула. Наиболее известен у туристов Галатский мост , менее - мост Ататюрка. Последний из возведенных мостов - так называемый вантовый метромост, по которому проложена линия метрополитена. Старый галатский мост после сильного пожара переместили на новое место и законсервировали. Мост Халич - обычная транспортная линия. В статье опубликовано достаточно число Золотой Рог (Халич) в Стамбуле на фото , которые дают визуальное представление этого залива в турецком мегаполисе.

1. Этот пост предназначен более для тех, кто в Стамбуле не бывал, поскольку рассказывает он практически о главном и уж точно самом романтичном виде местного общественного транспорта - паромах .

Ходят они и через Босфор, и на Принцевы острова, и по всему побережью бухты Золотой Рог. Описать эту грандиозную систему полностью тяжело, поэтому я остановлюсь только на последнем маршруте. Итак, городская скоростая водная линия по маршруту Ускюдар - Эйюп с семью промежуточными остановками по бухте-проливу Золотой Рог (Haliç hattı ).

2. Прилагаю вот такую понятную и наглядную схему.


Под №1 на схеме пристань Ускюдар (Üsküdar ) в азиатской части города. Между точками №1 и №2 паром проделывает стандартный путь через Босфор, который дублируют и многие другие плавсредства.

3. Движение тут вообще оживленное.

4. Вот такие большие паромы даже ходят (но только на маршрутах через Босфор, в Золотой Рог пассажиров они не возят).

5. Принято кормить чаек по дороге. Причем этим занимаются больше не туристы, а как раз местные. Туристы чаек побаиваются.

6. Точка №2 - это пристань Каракей (Karaköy ) . Впрочем «Пристань » - очень громкое слово для небольшого навесика. Но там расположены самые настоящие турникеты (тариф внутригородской, как на автобус или трамвай) и горят электронные табло - во сколько и в каком направлении проследует следующий паром. Ошибиться сложно.

7. Есть и расписание . Интервалы могут быть и полчаса и час.

8. Пристань расположена прямо у Галатского моста . Будьте внимательны, путеводители и даже Яндекс-Карты врут, что пристань данной линии находится с другой стороны залива, в Эминоню. Это неправда.

9. Как раз закладывает вираж нужный нам паром Emin Enandi . На нем мы и поплывем вглубь Золотого Рога.

Приложу-ка я видео причаливания, выгрузки-погрузки пассажиров (и даже грузов) и следования дальше. Напоминает фильм «Мимино», особенно выгрузка коробок.

10. Сначала проход под Галатским мостом .

11. А потом почти сразу же метромост «Золотой Рог» (Haliç ) с одноименной станцией метро.

12. Сама станция выглядит вот так.

13. А поезд - вот так, габариты не наши. Надо сказать, что в Стамбуле нет единой системы городского транспорта (и, отчасти, переходов-связок между ними). Все линии метро, например, друг на друга непохожи.

14. Район Бейоглу и Галатская башня .

15. С другой стороны районы попроще. Город контрастов же. Когда-то тут паром тоже останавливался на пристани Джибали (сейчас нет).

16. На этом маршруте туристов не так много как на трансбосфорских, но тоже встречаются. Вот немецкоговорящая девушка с удовольствием фотографирует.

17. Потом по берегу начинаются отстойники для паромов. Дело в том, что исторически на рынке городских перевозок работали и работают три мощные компании - IDO , Turyol и Şehir Hatları . Это кораблики Turyol.

18. А это - Şehir Hatları (их вид и окрас очень узнаваем).

19. Остановка №3 на маршруте - пристань Касымпаша (Kasımpaşa ) . Этот район, кстати, место рождения нынешнего турецкого лидера Тайипа Реджепа Эрдогана.

20. Остановка здесь долгая. Стоим минут 5-7.

21. Можно сходить и заглянуть в кабину капитана-судоводителя.

22. Тут ожидают встречный паром по тому же самому маршруту, чтоб кэпы перекинулись парой слов. К нам спешит Hadeka .

23. Трап выезжает сам. Чем-то напоминает автоматическое открывание и закрывание дверей в маршрутках.

24. Рядом с пристанью странного вида дворец под крышей. Викимапия утверждает, что это бывший дворец Камондо и штаб северного командования Турецкого флота ныне.

25. Тут же на горе флотский госпиталь .

26. И пришвартованы две плавказармы(?). Их вахтенный матрос с оружием охраняет, я в предыдущем посте показывал.

27. Следующая остановка - №4 на схеме - Фенер .

28. Когда-то район компактного проживания греков-фанариотов (настоящих византийцев иначе говоря). Поэтому явная доминанта района - Греческий лицей (1884 г.) на холме.

29. Тут еще и база водной полиции.

30. Лицей доминирует. Хотя архитектурные эстеты считают, что здание неизящно и грубовато.

31. Очень близко и по тому же берегу расположена и следующая остановка - Балат (№5) . Если Фенер район греческий, то Балат - еврейский. Хотя все это, конечно же, давно в прошлом.

32. Болгарская церковь Святого Стефана (1898 г.). В путеводителях пишут, что она целиком собрана из железа (якобы слишком тяжелую каменную конструкцию прибрежные почвы не выдержали бы). Поэтому за данным архитектурным памятником надо следить, а то заржавеет от морского соленого воздуха (и это не шутки!)

33. Кстати, Золотой Рог хоть и похож на реку, но медуз-то в нем все равно полно.

34. На стороне Касымпаши меж тем можно наблюдать промышленные развалины судостроительной направленности. Явно бывшие ангары, причалы, слипы, мастерские...

35. Так бы выглядел район Адмиралтейских верфей в Санкт-Петербурге, если бы его забросили.

36. Сквозь здания можно разглядеть летний дворец Айналыкавак (Aynalıkavak Kasrı ) . Ныне он великолепно отреставрирован, но крайне мало посещаем туристами (поскольку о нем почти никто из них не знает).

37. Катаясь по проливу легко понять, кстати, почему греки его назвали именно «Золотым ». Все из-за солнца, лучи прямо зажигают воду и иногда кажется, что это не вода, а горячий металл.

38. Курс на Хаскей (№6, Hasköy ) .

39. Что-что-что мы там видим? О-о-о-о, да это же музейный экспонат политехнического музея Рахми Коча ! (о нем будет следующий пост ).

40. На этой аккуратной пристани мы и сойдем.

Далее паром останавливается на остановках Айвансарай (№7, Ayvansaray ) , Сютлюдже (№8, Sütlüce ) и, конечная, Эйюп (№9, Eyüp ) . Говорят, что там Стамбул уже совсем деревенский, хотя район вовсе и не на окраине современного города.

41. Теперь несколько фотографий с обратной дороги. В тот день был яркий закат.

42. Сам пролив в таком свете опять-таки кажется каким-то волшебным.

43. Темный берег.

44. Светлая сторона.

45. Мечеть Селима I Явуза .

46. Уже совсем стемнело.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то